Крепкому рублю осталось жить до зимы

На модерации Отложенный

Курс российской валюты поднимали мировые спекулянты, раздувая нефтяной пузырь. Теперь он лопнул и мы осталась у разбитого корыта.

Основываясь на ожиданиях улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, Минэкономики пересмотрело в сторону увеличения фактически все основные макроэкономические параметры в последней рабочей версии экономического прогноза до 2012 года. Очевидно, это станет обоснованием увеличения планов госрасходов на 2010 год. Вчера же свои прогнозы опубликовало агентство Standard & Poor`s: его оценки будущего роста оптимистичнее, чем в Минэкономики, тем не менее в S&P уверены, что принципиально улучшит ситуацию с ростом только дальнейшая девальвация рубля. Что на самом деле будет происходить с рублем, рассуждает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.

«СП»: – Андрей Павлович, нужна российской экономике девальвация?

– Девальвация – это правильный шаг. Сегодня доллар стоит 31 рубль, но курс будет больше, это очевидно. Повысить планку до 35 рублей за доллар можно вообще легко, это позволяет бивалютная корзина. Явно, правительство не упустит этой возможности, когда будет исполнять бюджет окончательно, в конце года. В ноябре-декабре, даже в начале января будет какой-то подъем.

«СП»: – Что будет дальше?

– Есть разные варианты. Standard & Poor`s, большинство наших внутренних экспертов говорят, что девальвация либо наверняка будет, либо что она целесообразна.

Другое дело – западные крупные инвестиционные банки. Они говорят обратное – и Goldman Sachs, и Merrill Lynch, и Bank of America, и Morgan Stanley. Все как один твердят, что рубль будет укрепляться. Очевидно, что такая линия не может быть некоординированной. МВФ – тоже выступает в поддержку укрепления рубля…

«СП»: – А им-то от этого какая выгода?


– МВФ вообще требует этого настоятельно. Фонд считает, что золотовалютные резервы надо тратить не на помощь своей экономике, промышленности.

Кудрин, кстати, недавно эту мысль тоже озвучил. Дескать, надо прекратить всякое государственное стимулирование экономики. Он просто не договаривает. Договаривает МВФ, который опубликовал свой отчет пару дней назад. Там сказано: прекратить государственное стимулирование, но поддерживать курс рубля.

Получается какая-то ерунда, со здравым смыслом это не вяжется. Получается, курс держите, а на экономику свою – тьфу! – наплюйте.

«СП»: – Почему так происходит?

– Сейчас объясню. Завышенность курса рубля – а он уже сейчас высокий – вызвана западным подходом к курсу национальных валют, который международными финансовыми институтами навязывается всем развивающимся странам, в том числе России. Он в корне отличается от классического подхода к макроэкономической теории, и является чисто спекулятивным.

Для глобальных спекулянтских контор - всех эти Goldman Sachs и Merrill Lynch, важны только бумажки. Им совершенно неважно, что будет происходить в этой стране. Им наплевать, это не входит в их компетенцию.

Помните интернет-пузырь? Многие покупали и продавали акции даже не вникая, что за ними стоит. Просто эти бумажки разрекламировали, что вкладывать в них – эффективно. Люди покупали их до тех пор, пока верили, что это перспективно.

Рынки развивающихся стран, которые начали надуваться еще в середине 1990-х, надувались по той же схеме. Спекулянтам неважно, что делается в пузыре. Пока растут показатели, им важно затащить в него как можно больше народу, а потом самим вовремя выйти. Вот на чем строиться их бизнес.

«СП»: – Но ведь есть фундаментальные показатели, индикаторы того, что происходит в экономике?

– Я скажу так, многие эти показатели – дутые, чтобы дурить головы инвесторам. Возьмите ВВП – это очень мутная категория. ВВП – это количество того, что затратили. Необязательно тратить правильно – можно просаживать деньги, пропивать. ВВП смотрит только на объем. Чем больше вы затратили денег, чем неэффективнее экономика – тем больше ВВП. Чем больше у вас всего рушиться, чем больше вы рушите и громите, а потом восстанавливаете, тем выше ВВП.

Этот показатель, который среди экономистов давно признан сомнительным, является не просто главным, а супер-главным при оценке перспектив той или иной страны. Высчитывается рост НЕЧТО, на сколько процентов НЕЧТО выросло. И потом, на этом основании, считается, что все в стране идет хорошо или плохо. Только рост НЕЧТО интересует мировых спекулянтов, а что там происходит на самом деле, их не волнует.

Однако именно с ВВП связана методика МВФ и курс глобальных монополий, который проводится много десятков лет - на выравнивание стран по так называемому паритету покупательной способности. Это абсолютно неверная теория, но она является основой деятельности МВФ. Теория говорит: вы должны постепенно все цены приводить в соответствие с мировыми.

Потому что ВВП в этом случае растет очень сильно – просто потому, что внутренние цены увеличиваются.

«СП»: – То есть теория помогает МВФ повысить ВВП на пустом месте и формально признать страну процветающей?


– Это обалденный рычаг для организации экономического роста, а? Та страна, которая соглашается на увеличение роста внутренних цен, становится растущей. И провозглашается МВФ – ха-ха-ха – лидером экономического развития. Но при этом нужно еще держать курс национальной валюты на одном уровне. Потому что если курс следует за ценами, роста не происходит.

Теперь посмотрим, что происходит, если курс меняется незначительно, как у нас – с 1:23 до 1:32 с 2003 года. Насколько за это время все цены повысились? В ЧЕТЫРЕ РАЗА (400%). Даже если не учитывать недвижимость и акции. А курс повысился всего на 25%!

В итоге выстраивается такой механизм: спекулянты смотрят на ВВП, а МВФ говорит, что в стране начинается экономический рост (на самом деле начинается повышение цен). Спекулянты тут же провозглашают эту страну растущей, рынок акций начинает раздуваться, начинает надуваться недвижимость – за счет искусственного роста цен. И туда действительно есть смысл устремляться спекулятивным капиталам.

«СП»: – И на этом растущем дутом рынке можно зарабатывать, не потея?

– В этом случае деньги у спекулянтов получаются из ничего, и они это прекрасно знают. Они знают, что, придя в Россию, допустим, в 2003 году и вложив деньги в банальный набор секторов (акции, недвижимость), ничего не делая, номинируя вложения в рублях, вы получаете четырехкратный выигрыш!

Эта схема опробована в Юго-Восточной Азии, в Мексике. Сценарий один: страна провозглашается растущей, под видом инвестиций приходят спекулятивные деньги и кредиты, которые вкладываются в национальной валюте. Национальная валюта начинает пухнуть до невообразимости. Все это доходит до какой-то точки, как все пузыри. А потом начинает разваливаться.

«СП»: – Где этот предел?

– Невозможно доказать миру, что «Газпром» должен стоить больше определенной величины. Невозможно доказать, что квартира в российской глубинке может стоить дороже, чем квартира в Лондоне. Есть потолок, и он достигается с помощью всех этих спекуляций.

Этот потолок у нас и был достигнут в 2008 году. Схема сработала: курс остался одинаковый, все выросло. А сейчас все пришло в тупик, даже еще не сдулось, и реальной девальвации еще не происходило. Была коррекция, причем несильная.

«СП»: – Но цены-то у нас росли на нефти?


– Есть еще момент. Мировые спекулянты обычно выбирают какой-то инвестиционный продукт, такой, который создает стране конкурентные преимущества, и начинают создавать ажиотаж вокруг этого. В Китае это дешевая рабочая сила, в России – нефть.

Долгое время была мода на нефтяные дела, особенно при Джордже Буше, связанном с энергетическими компаниями. Парень пришел оттуда, был поставлен нефтяными дельцами, чтобы именно этот пузырь раздувать. При Буше раздувание хорошо пошло: началась истерика, что нефти не хватит, что скоро конец.

Такая истерика, кстати, не в первый раз поднимается. Она уже случалась в 1970. Но в 1986-м выяснилось, что нефти не только на всех хватило, но она еще лет 15 упала под ноль. Оказалось, разработано столько месторождений, что невозможно нефть потребить, и можно еще добыть Бог знает сколько, потому что улучшились технологии.

«СП»: – Значит, цены на нефть были искусственно раздуты?

– Как только интернет-пузырь лопнул, рынку нужно было подбросить новую тему, и вот пришел Буш-младший и поднялся крик, что нефти нет, и миру приходит крышка. Параллельно была придумана БРИК – только за тем, чтобы раздувать нефтяной пузырь.

Дело в том, что потребление нефти в США, Евросоюзе и Японии известно, и оно не увеличивается: ужесточаются стандарты, идет борьба за энергосбережение. Там невозможно было раздуть пузырь, никто бы в него не поверил. Поэтому аналитик Goldman Sachs (фирмы, близкой к Белому Дому, Буш назначил себе оттуда министра финансов), некий О\'Нил выдал отличную теорию: появилась некая группа стран, которые будут быстро развиваться – Китай, конечно, но еще Россия, Индия и Бразилия. Якобы из-за этого будет огромный недостаток нефти.

«СП»: – И теперь нам не избежать девальвации?

– Девальвация рубля является следствием этих процессов. С одной стороны, теории паритета покупательной способности, с другой – нефтяным пузырем, надутым американцами. Все дошло до логического конца, уперлось в потолки. У нас курс завышен, и поэтому нам уже не хватает цены на нефть 70 долларов за баррель, чтобы получить федеральный бюджет без дотаций.

Цены выросли, выросли внутренние издержки. Обратно цены уже никто не отыграет – ни Путин, ни Господь Бог. Остается только девальвация.