Суд сделал сироту бомжом

Приставы Челябинской области должны выселить ребёнка из квартиры, где была прописана его умершая мать.

11-летний Денис Чижов (фамилия изменена в интересах ребёнка) уже год находится в детском доме, куда его сдал родной отец, сославшись на отсутствие собственного жилья. И сейчас ребёнок даже не подозревает, что по решению суда стал бездомным.

Запутанной судебной истории предшествовала не менее сложная житейская. Дело в том, что Денис – внебрачный ребенок. В 1988 году без ведома мужа мать прописала новорождённого в квартире – по тому же адресу, где была зарегистрирована сама, так как у родного отца мальчика собственного жилья не было. После того, как женщина умерла в 2006 году, Денис жил со своим отцом. По словам односельчан, это работящий, непьющий человек, который хватается за любую работу. В поисках заработка ему приходится ездить по всему району, часто подолгу, а ребёнок оставался один. Поэтому отец решил, что государство о нём позаботится лучше, и сдал в детский дом.

История получила продолжение, когда бывший муж его матери собрался приватизировать квартиру на себя и своих родных детей. И с удивлением узнал, что на этих метрах прописан мальчик, которого он в глаза никогда не видел.

Как прокомментировали в пресс-службе управления Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области, мужчина не пожелал делиться долей в квартире с совершенно незнакомым ему человеком. «Он сослался на то, что у мальчика есть родной отец, который обязан содержать ребёнка и обеспечить ему крышу над головой», – сообщили «Гудку».

Между тем, родной отец настаивал на праве Дениса участвовать в приватизации жилья, и его позицию поддерживали органы опеки.

Тем не менее, суд эти аргументы не принял во внимание, мальчик лишился жилья. И хотя он ни разу не бывал в потерянной квартире, приставы должны проконтролировать его отсутствие в ней.

По словам уполномоченного по правам ребёнка в Москве Алексея Голованя, нарушение жилищных прав детей, в том числе сирот, довольно распространенное явление в России. Добрая половина жалоб, поступающих в приёмную детского омбудсмена касаются этих вопросов. В прошлом году из 1463 обращений 47,3% оказались из области жилищного права.

«Судебная практика по искам сирот практически отсутствует, тема очень специфичная и судьи не готовы уверенно разрешать такие дела, – рассказала «Гудку» юрист Благотворительного фонда «Алфавит», специалист по вопросам защиты прав детей-сирот Екатерина Баринова. – Юристов, оказывающих сиротам правовую помощь бесплатно, по всей России можно по пальцам пересчитать, а выиграть суд без грамотного специалиста практически невозможно».

Отстаивать права Дениса, советует эксперт, может руководство детского дома, которое в настоящий момент является его опекунами. А также можно обратиться с жалобой в прокуратуру. «Правда, на местном уровне часто бывает, что «рука руку моет, поэтому в случае отказа нужно обжаловать его в вышестоящей инстанции», – сказала она. Последней инстанцией является суд, на котором могут участвовать органы опеки и попечительства в качестве третьей стороны.