Спи спокойно с миром
На модерации
Отложенный
К живым смерть не имеет никакого отношения; ибо пока ее нет, мы живы, а когда она приходит, то нет уже нас самих.
Эпикур.
Хорошая фраза – «Спи с миром». Не очень понятно, но эффектно. А – «Спи спокойно»? Пожалуй, хуже. Почему никто не говорит – «Спи с миром спокойно» или «Спи спокойно с миром»? Вот же бредовая пошлятина. А зачем все это? Зачем надо произносить слова, смысл которых не доступен говорящему?
Таинство смерти. Бог ты мой! Таинство для умирающего или для остающихся. Умирающий неудержимо расстается с привычками, а остающиеся…. Вот вопрос: «А что же остающиеся?».
А, наверное, по-разному. В лучшем стандартном случае остающиеся грустят. В худшем стандартном случае – остающиеся внутренне радуются. Одни радуются потому, что это произошло не с ними. Другие потому, что ушел тот, кто вел себя так, как будто с ним это никогда не произойдет.
Традиция поминок и манера их проведения – вообще вещи выдающиеся. Что нам до покойников, т.е. до ушедших от нас навсегда, умерших людей? Разве с ними можно поговорить? Разве их отсутствие не позволяет нам формулировать свою точку зрения? Хотя существует идея, что человек жив, пока о нем помнят. Но ведь это просто еще одна эффектная фраза. И не более. Ведь физическое тело человека после его, человека, смерти становится постоянно отсутствующим в привычном мире.
А где пребывает все остальное, что оно думает и думает ли привычным для нас образом вообще, вульгарный материалист сказать не сможет, а не вульгарному - сказать сложно. В виду отсутствия конкретного знания. Михаил Афанасьевич Булгаков, которого уж никак нельзя обвинить в цинизме, написал выдающуюся, удивительную в своей ясности, конкретности и точности фразу: «… оказывается вдруг лежащим неподвижно в деревянном ящике, и окружающие, понимая, что толку от лежащего нет более никакого, сжигают его в печи».
Это если все-таки при жизни был толк от ныне лежащего неподвижно в деревянном ящике. А что же делать с телом того, от кого при жизни никакого толка не было? Просто выбросить, например, на помойку? Но ведь мы этого не делаем. А соблюдаем неизвестно откуда взявшиеся ритуалы. Копаем глубокие ямы и т.д. 3 дня, 9 дней, 40 дней – Ветхий завет, Новый завет.
Но ведь большинство населения, я просто знаю, ничего этого не читало. А даже если бы вдруг и прочло, то, вряд ли что-нибудь поняло бы.
Ведь как сказал тот же Булгаков: «В нашей стране атеизм никого не удивляет,… большинство нашего населения сознательно и давно перестало верить сказкам о Боге». Судя потому, как себя ведет и как живет большинство наших сограждан, Булгаков был прав. К чему же тогда все эти ритуалы, если нет веры вообще, а веры в загробную жизнь тем более? К чему эти прилюдные, как будто бы напоказ, страдания? А памятники? Чем тело усопшего богатого человека, лучше тела усопшего небогатого? Удивительно, как это еще пирамиды и тому подобные погребальницы сейчас не строят? Ведь умирают же люди, после которых остаются довольно внушительные состояния. Да и вообще, как покойник может подать знак, что ему нравится памятник или надгробие? Похоже, что никак.
Похоже, что покойнику вообще до этого нет дела. Так, что же: памятники устанавливают для живущих, а не для ушедших? Вы никогда не слышали разговоры о том, что, мол, надо поставить хороший памятник, а то, что о нас подумают. А фраза, которую часто можно услышать от простых пожилых, да еще и верующих людей, что на похороны они себе скопили? Значит, нет уверенности, что их похоронят «правильно». Но если человек верующий, то, по идее, он должен знать, что загробная жизнь покойника абсолютно не зависит от того, каким образом и за какую сумму тело или пепел предали земле.
Да ведь и говорят: «Упокой Господи душу усопшего…», а не «Упокой Господи тело усопшего…». В этой связи особенно удивляет прейскурант на церковные услуги по отпеванию покойника. Равенства нет и на кладбище. Если есть лишние деньги, не лучше ли их потратить на богоугодное дело. Помочь детям-сиротам, одиноким старикам или тяжело больным людям. Но нет. И вот почему нет. Потому, что на самом деле речь идет не о покойнике. Фраза: «Неужели он не заслужил хороший памятник?». Можно подумать, что усопшему, там в другом мире, есть дело до какого то памятника. Значит все-таки удовлетворяются тщеславные желания оставшихся в этом мире. Значит, все-таки, нет дела до покойника. Значит фраза «Спи спокойно», все-таки, означает только одно: нет более до лежащего никакого дела; пока он «спит», мы, что хотим то и воротим.
Комментарии
А теперь пьянство на гробах стало традицией.
Комментарий удален модератором