Патриарх Кирилл носит часы королей из смирения?

На модерации Отложенный

Патриарх Кирилл, призывающий паству к духовному подвигу в условиях удовольствий и наслаждений потребительского общества, а Церковь - к посвящению каждой копейки Богу, носит часы королей и президентов Breguet. Их стоимость - 28-36 тысяч евро. Но Русская православная церковь развеяла все кривотолки о стремлении патриарха к роскоши. Протодиакон Андрей Кураев заявил, что Предстоятель «смиренно» пользуется тем, что дают, «но при этом сердцем не прикипая к этим вещам».

Впервые православный мир увидел часы на запястье патриарха Кирилла во время визита в Украину. 27 июля в Киеве когда патриарх нагнулся к иконе, из-под нарукавника появились Breguet, на которых сфокусировался объектив фотографа украинского сайта VIP.glavred Владислава Мусиенко.

Швейцарский хронометр Breguet Classique обычно носят коронованные особы и президенты. В свое время обладателями часов Breguet были королева Мария-Антуанетта, Наполеон Бонапарт, Принц Уэльский, царь Александр I, царица Александра Федоровна, сэр Уинстон Черчилль.
Их стоимость колеблется от 28 тысяч до 36 тысяч евро.
У патриарха Московского и всея Руси классическая модель: корпус из белого золота, ремешок - из кожи крокодила.

«Кризис дает возможность людям освободиться от шальных денег»

Многие попытались осмыслить, как предмет роскоши на руке патриарха сочетается с его призывами к ограничению материальных потребностей.

Напомним, что в марте 2009 года, посещая Калининград, он назвал кризис «благословением», потому что он дает возможность освободиться от «шальных денег».

«Каждый должен себя спросить, отвечает ли его собственная зарплата его реальному вкладу, - рассуждал владыка. - Иногда этот вклад больше, чем зарплата, и тогда мы говорим о необходимости повышать зарплату. Ну а если зарплата намного превышает реальный вклад? Если значительная часть вклада виртуальна, разве это не вклад в развитие кризисных отношений в экономике?».

Тогда этот неожиданный вывод поразил многих верующих россиян. Их размышления о соответствии своей зарплаты личному вкладу в экономику, вероятно, позволили им с достоинством перенести девальвацию рубля.

«В таком мировосприятии разрушается перспектива вечной жизни»

В выступлениях патриарха всегда явно проявлялись его душевные терзания о российском народе, который вынужден жить в условиях больших соблазнов потребительского общества.

Совершая 26 апреля в Храме Христа Спасителя хиротонию председателя Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии архимандрита Тихона (Зайцева) во епископа Подольского, Святейший с горечью признавал: «Нашему народу, как и многим другим народам, навязывается сегодня потребительское отношение к миру, побуждающее человека все свои силы отдавать материальному обогащению, направленному на то, чтобы тратить средства - и как можно больше, постоянно повышая уровень потребления материальных благ и извлекая удовольствия и наслаждения. В таком мировосприятии разрушается перспектива вечной жизни, исчезает потребность совершать духовный подвиг во имя Божие».

Особая трудность возлагаемого на Тихона послушания состояла в том, что он должен был возглавить Финансово-хозяйственное управления Московского патриархата. В связи с этим патриарх так напутствовал его: «Ты должен будешь заботиться о рачительном использовании средств, которые имеет Церковь, а также и о приумножении их праведным путем.

Опорой в осуществлении этого служения да будут тебе наши благочестивые миряне, жертвующие от имущества своего во славу Божию...

При этом нужно помнить, что каждая копейка, отданная Церкви, подобно лепте евангельской вдовицы - посвящается Богу и наша обязанность состоит в том, чтобы сохранить ее, приумножить и направить на благие цели. А расточение этих лепт вдовиц, посвященных Богу, является святотатством».

При этом предстоятель убеждал, что «материальные средства в Церкви должны возвращаться людям, содействуя их духовному возрастанию».

«А знает ли сам патриарх, что они очень дорогие?»

Разного рода кривотолки, которые во время визита патриарха Кирилла в Украину, развеял 7 августа профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.

«Если это действительно дорогие часы, то уместно задать вопрос: а знает ли сам патриарх, что они очень дорогие?», - адресовал Кураев вопрос корреспонденту «Интерфакс-Религия».

Сам он предположил, что патриарх и не знает, какую материальную ценность он носит на запястье. Ведь Кирилл по магазинам совсем не ходит, а его быт и служение в значительной степени обставлены подаренными ему вещами.

«Смиренно пользоваться тем, что дают тебе люди и Церковь, но при этом сердцем не прикипая к этим вещам»

Ношение богатых церковных одежд и дорогих вещей - это отнюдь не неудержимое стремление к роскоши, считает Кураев.

Протодиакон напомнил, что святому праведнику Иоанну Кронштадтскому тоже высказывали вслед: как это, мол, батюшка призывает к духовной жизни, а сам носит дорогие шелковые рясы?

«И однажды отец Иоанн ответил на такой упрек, он сказал: я долго сомневался, могу ли оставлять у себя такие дорогие подарки, а потом понял, что, если я буду их отдавать, то обижу людей, которые эти подарки мне сделали», - объяснял профессор.

В итоге Отец Иоанн решил так: деньги, которые к нему приходили, раздавать, а дорогие узнаваемые предметы оставлять себе.

«Это тоже форма смирения, - успокоил Андрей Кураев, - не стилизовать себя под странствующего нищего монаха, а смиренно пользоваться тем, что дают тебе люди и Церковь, но при этом сердцем не прикипая к этим вещам».

Между тем профессор Московской духовной академии не стал уточнять: стилизует ли себя под странствующего монаха папа Римский Бенедикт XVI.

До выборов на папский престол он носил часы исторической немецкой марки Junghans за 200 евро. А затем на Рождество 2005 года его старший брат Георг Ратцингер подарил папе швейцарские Longines. В Москве они стоят от 16 тысяч до 130 тысяч рублей, самые дорогие женские с сапфировым стеклом - 170 770 рублей.

У кого какие времена

Дмитрий Медведев, когда был избран первым лицом государства, перешел на Breguet Classique.
Владимир Путин обычно носит часы знаменитой швейцарской марки Patek Philippe, стоимостью $60 тысяч.
Самые дорогие часы ($540 тысяч) носит Сильвио Берлускони. А самые дешевые - американские Timex - Джордж Буш ($50). У нынешнего президента США Барака Обамы часы Jorg Gray 6500 Chronograph стоимостью $325.