Помощь властей не доходит до малого бизнеса

На модерации Отложенный

Малый бизнес - пасынок российской экономики. Зачем помогать «свечным заводикам», если страна живет за счет торговли нефтью, газом и металлами? Но кризис заставил власть относиться к «малышам» серьезнее. На финансовую помощь небольшим предприятиям уже потрачены десятки миллиардов рублей. Однако жизнь предпринимателей легче не становится. Руководитель небольшого завода прислал в «Комсомолку» дневник с описанием того, как ему приходится бороться за выживание в кризис. У бизнесмена три проблемы: падение спроса, дорогие кредиты и жадные чиновники.

ЧЕСТНАЯ АНОНИМКА

Корреспондент «Комсомолки» не нашел в письме ни фамилии автора, ни обратного адреса. Извиним предпринимателя за скромность. Подобного рода послания местные власти редко оставляют без внимания - душат бизнес на корню.

«Жизнь показывает, что плыть против течения глупо, - объяснил свою позицию в письме деловой человек. - Но и молчать уже мочи нет».

Откровения предпринимателя занимают всего две странички. Но буквально в каждой строчке звучит вопрос: за что нас так не любят?

«Я как есть представитель малого бизнеса, - читаем в письме. - Того самого, о помощи которому в последнее время судачат на всех телеканалах, в газетах и уровнях власти. Голову ломают: как помочь?! Меня всегда удивляло: неужели трудно федеральной власти (даже не министрам - чиновникам рангом ниже) без свиты из губернатора, мэра и другой челяди сесть в машину и проехаться по десятку малых фабрик, молокозаводов и ферм? Поинтересоваться у руководства предприятий: как вам живется, ребята? Что вам мешает удваивать ВВП?

Но почему-то законы пишут те, кто в реальном секторе не работал ни дня. Это видно по примерам из жизни моего предприятия в последние полгода.

«СБЕРБАНК ВЫГАДАЛ. А Я?»

Осень 2008 года. Страну трясет кризис. Премьер и президент спасают финансовый сектор от краха многомиллиардными вливаниями в подконтрольные государству банки. Набирает обороты кампания по инвестированию бюджетных денег в реальный сектор экономики. То есть и в меня - я произвожу комплектующие для сельскохозяйственной техники.

Основного нашего заказчика - крупного производителя сельхозмашин - премьер поддержал. Завод готов вернуть трехмесячный долг, в течение которых он не расплачивался за наши комплектующие. Но не деньгами, а векселями Сбербанка.

Представители банка готовы погасить вексель через три месяца. Но у меня долги по зарплате, государству необходимо платить налоги... Я не могу ждать.

- Хорошо, - говорит представитель Юго-Западного банка Сбербанка России, - поможем. Правда, есть маленький нюанс: вексель погасим с дисконтом (со скидкой. - Ред.) в 4,5% от суммы.

На выходе получаем: Сбер заработал, а я потерял часть собственных денег. Ничего, утерлись...

«ПРЕДПРИЯТИЕ СТОИТ С ОКТЯБРЯ»

Январь 2009 года. С деньгами полная ж...а. Предприятие стоит с октября. Из налоговой приходит извещение: почему, милые ребята, не заплатили аванс за четвертый квартал по налогу на прибыль? (Налог на прибыль оплачивается авансом, заранее, а потом его размер уточняется. - Ред.) Отвечаем, что прибыли нет, потому и не платим. А нам говорят: ничего не знаем - не мы Налоговый кодекс писали. Деньги отдайте. Довели! Потом инспектор проведет проверку и решит, стоит ли возмещать деньги предприятию.

Как у казаков выдачи беглых крепостных с Дона не было, так и сегодня переплаченных налогов из бюджета не выбить. По себе знаю. Четыре года назад молоденькая девочка-бухгалтер вписала в платежку лишний нолик. Потом три года зачеты проводили с бюджетом. Быстрее вернуть деньги получалось себе дороже.

ЗАКАЗОВ НЕТ, А ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ВЫРОС В ТРИ РАЗА

Март 2009 года. Снова получаем извещение из налоговой. Фискалы требуют оперативно согласовать размер и сроки платежей земельного налога на 2009 год. Но прошел всего первый квартал! Это все равно как принести в ресторане счет не к окончанию ужина, а перед подачей горячего.

Но это еще цветочки. Предприятие по-прежнему стоит. Заказов нет. Перспективы туманны. Но федеральные чиновники заговорили о снижении нагрузки на малый бизнес. Местные власти с облегчением выдохнули. И тут же подняли ставку по земельному налогу в три с половиной раза.

Причем размер ставки - что в центре города, что на окраине, где плохо с водопроводом, канализацией, дорогами и другими коммуникациями, - абсолютно одинаков! Здравый смысл отдыхает. Ну не может ставка земельного налога быть одинакова на Тверской (главная улица Москвы. - Ред.) и в Бутове (спальный район)!!! Это противоречит законам бизнеса.

«ПОД 16% ПУСТЬ ВЫДАЕТ КРЕДИТ ПРАВИТЕЛЬСТВО»

Апрель 2009 года. Ура, мы работаем. Срочно требуется оборотный капитал. Баланс у нас нормальный, есть залог. Но банки не дают кредит. Во время простоя мы немного задержали лизинговые платежи (за взятое в рассрочку оборудование. - Ред.). Банк, в котором обслуживались последние пять лет, в займе отказал.

Идем в государственный Россельхозбанк. Представители финансового учреждения встретили нас радушно, кредит готовы выдать под 20 - 22% годовых. Но это дорого!!!

Примерно в те же дни премьер-министр Владимир Путин рекомендовал банкирам поумерить аппетиты. Рассчитывать процент по кредиту, исходя из ставки рефинансирования плюс 3%. Получается 16% годовых. Я напомнил банкиру о пожеланиях премьера. И услышал убийственный ответ: «Вот пусть вам Путин и выдает кредит под такой процент!..»

ПЛАН ПО НАЛОГАМ - 1,5 МЛН. РУБЛЕЙ ПОСЛЕ КАЖДОЙ ПРОВЕРКИ

Июнь 2009 года. Производство набирает оборот. Работаем даже по субботам! Но в середине месяца основной потребитель наших комплектующих присылает факс с отказом от заявленного на июль объема продукции на 50% и обнуляет заявку на следующие два месяца. Что называется, приплыли...

В дополнение к нашим «радостям» получаем извещение о выездной проверке по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за последние три года. Знакомый инспектор рассказывает, что доходы бюджета упали на 20%. Власти пытаются повысить собираемость налогов. «План» известен - каждая проверка должна заканчиваться доначислением минимум 1,5 млн. рублей. Но у нас оборот упал в пять раз! Нашему предприятию такие налоги смерти подобны!!!

С БАНКРОТА СНИМУТ ПОСЛЕДНЮЮ РУБАХУ

Июль 2009 года. На завод, который покупает у нас комплектующие, приехал Владимир Путин. Радостный работяга в фирменной спецовке вещает с телеэкрана о росте зарплаты, увеличении объемов производства и другую лабудень. Хотя я точно знаю, что перед начальниками цехов там поставлена задача выдавить с завода 30 - 40% персонала.

Не знаю, как смотреть в глаза своим работникам. Пустивший пыль в глаза премьеру завод уже месяц не расплачивается за наши комплектующие. По этой причине я не имею денег на зарплату своим работникам. Заказов нет совсем. Продолжается налоговая проверка.

Начальник юридического отдела рассказала о новой редакции закона № 127 «О несостоятельности (банкротстве)». Теперь по долгам предприятия собственник отвечает не только средствами предприятия, но и личным имуществом! Что будет дальше? Не знаю. Но получается как в сказке: чем дальше - тем страшней!..»

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Анатолий ЛЕЙРИХ, член генсовета общественной организации предпринимателей «Деловая Россия»: «Бизнесменам нужен не приказ, а лечение»

- В одном советском фильме видел волнующую сцену. Комиссар выносит из боя умирающего бойца. Рядовой просит бросить его. Комиссар искренне пытается спасти подчиненного, но не знает как. И тогда, приставив маузер к груди раненого, в отчаянии кричит: «Приказываю жить!» Хотя бойцу нужны были не приказы, а лечение.

Антикризисные меры властей пока напоминают именно этот приказ. Пусть предприниматель изложил историю жизни своего бизнеса в кризис анонимно, но это правдивая история.

Налоговые органы в регионах получают твердые задания по сбору налогов. Объемы «планов» с докризисных времен не уменьшились.

Законодатели ужесточают ответственность для банкротов. До сих пор предприниматели-неудачники рисковали лишь имуществом компании, а теперь еще имуществом своей семьи. Это только подтолкнет деловых людей порвать с бизнесом.

Региональные власти не помогают бизнесу. Сказало руководство страны, что за увольнения губернаторы поплатятся своим местом - по районам тут же летит приказ прекратить сокращения. И не важно, что эта мера бьет как по бизнесу, так и по работникам. Ведь если предприниматель переведет работников на укороченную неделю, то зарплата снизится в разы. А на пособие по безработице эти люди не имеют права.

Упавший спрос заставил закрыться многие предприятия. Банки лишаются денег, выданных банкротам. После чего финансисты замораживают кредитные линии еще живым заводам и фабрикам.

Получается какой-то замкнутый круг. В чем причина? Власти борются не с причиной кризиса, а с его последствиями. У России неэффективная экономика. Стране требуется модернизация. А для этого необходимо реализовать несколько прописных истин. Деньги в кризис нужно вкладывать в строительство дорог и коммуникаций. Выделять кредиты на покупку новых технологий и современного оборудования. Повышать уровень образования и снижать давление на бизнес...

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

В первом полугодии 2009 года число предпринимателей выросло всего на 122,4 тысячи. Это на 46,3% меньше, чем за тот же срок прошлого года. Таковы данные Федеральной налоговой службы. С января по июнь прикрыли свой маленький бизнес 241,6 тысячи россиян. В прошлом году таких предпринимателей было зафиксировано 149,6 тысячи.

Зато популярность фермерства растет. Новых крестьянских хозяйств открылось больше на 42,3%, чем за первую половину 2008 года. Количество предприятий на селе достигло 111,4 тысячи.