Потребительский бум сменился в России падением продаж

На модерации Отложенный

Потребительский бум прошлых лет обернулся для России столь же стремительным падением розничных продаж

Удивительная вещь – государственная статистика. Если изучить на сайте Госкомстата данные по розничному товарообороту за первое полугодие 2009 г., можно подумать, что мировой кризис обошел российский ритейл стороной. По отношению к первым шести месяцам прошлого года товарооборот сократился на 3% (в рублях). Cегмент торговли продуктами питания сократился на 1,3%, непродовольственный сектор – на 4,8%. Это немного: крупнейший в мире американский розничный рынок за тот же период упал на 10%. При годовом обороте в $4 трлн его десятая часть сопоставима с емкостью всего нашего розничного рынка.

Однако надо учитывать, что российское падение на 3% – это усредненные данные за полгода. В первом квартале ситуация была лучше, а сейчас только ухудшается. В июне этого года к июню 2008 г. розничный рынок упал на 6,5%. За этот же период инфляция составила 12%, то есть, если бы не этот рост цен, падение продаж могло бы превысить 18%. Еще хуже ситуация в отдельных сегментах рынка, особенно в непродовольственной рознице. По оценкам участников рынка, кое-где падение достигает 50%.

СТАТИСТИКА И ДОГАДКИ

Росстат анализирует данные всего 10% российской розницы, в которые попадают сведения и от крупных сетей, и от магазинов-одиночек. В США государственные статистические службы мониторят 65% ритейлеров. Американская статистика гораздо подробнее, и ей веришь, когда она утверждает, например, что занимающие 6,9% американского рынка лотки, ларьки и ярмарки в первом полугодии 2009-го потеряли 5,5% оборота по сравнению с тем же периодом 2008-го. А вот в то, что наши ларечники и лоточники, занимающие, по официальным данным, 13,5% розничного рынка, потеряли всего 3% выручки в рублях, верится с большим трудом: скорее всего, Росстат просто не в состоянии адекватно оценить «черные» и «серые» обороты.

Чтобы сравнить американские и российские показатели в тех сегментах, которые Росстат учитывает фрагментарно или вовсе не выделяет, Slon.ru пришлось опрашивать ритейлеров и аналитиков сектора. Результаты опроса видны в таблице в конце этой колонки.

НЕ ПАДАЕТ ТОЛЬКО САМОЕ НЕОБХОДИМОЕ

Нет ничего удивительного в том, что самые необходимые товары ни в Америке, ни у нас не стали продаваться заметно хуже. Продуктовый ритейл и в Штатах, и у нас остается на плаву. Падение в целом по сегменту минимально, а выручка крупнейших российских сетей растет на 15 – 20%. Лекарства, несмотря на кризис и подорожания, покупать тоже не перестанут. По оценкам «Фармэксперта», за первые шесть месяцев рост продаж лекарств составил 29 – 33% в зависимости от категории препарата.

Правда, по итогам года аналитики ожидают ухудшения ситуации.

Как у нас, так и в Америке пока в плюсе и «индекс губной помады» – растут продажи косметики и сопутствующих товаров. В кризисные времена косметика – идеальный товар: цена не так уж высока, зато какая эмоциональная ценность!

Зато гораздо сильнее, чем в Штатах, рухнули продажи товаров не первой необходимости.

Большинство отраслевых союзов и консалтинговых компаний будут готовы предоставить данные по итогам полугодия в августе или сентябре. Но, оперируя теми данными, которые уже есть, можно заметить, что в непродовольственной рознице падение объемов в России оказалось гораздо более значительным, чем в Америке. Продажи электроники и бытовой техники упали в Америке в I полугодии на 8,7%, а у нас – 35 – 40% (такие данные привела на прошлой неделе компания «Эльдорадо»). Мебель и сопутствующие товары в США продавались на 14% хуже, в России, по оценкам ряда продавцов, падение чуть ли не двукратное. Продажи сектора DIY там снизились на 11,4%, здесь – на 30%. То есть российских рынок просел в три – четыре раза глубже американского.

Наша страна вынуждена жестче, чем Америка, расплачиваться за недавний потребительский бум. Потому что у нас он был незаработанным и слишком быстрым. Зато сейчас, по оценкам World Bank, падение доходов в нашей стране – одно из самых глубоких в мире: минус 5,5%, – в два раза больше, чем в тех же США и ЕС. В других странах БРИК, несмотря на кризис, люди в среднем продолжают богатеть: по оценкам World Bank, в Китае в 2009 г. году ожидается рост доходов на 6,6%, в Индии – на 4%, а в Бразилии – на 0,9%.

ТАКИЕ ПОХОЖИЕ, ТАКИЕ РАЗНЫЕ

Несмотря на разницу в цифрах общего у моделей потребления в России и США немало. И у нас, и у них падение розничных рынков напрямую связано с общим снижением доходов и ростом безработицы. И американцы, и русские до кризиса слишком много тратили – теперь стали больше откладывать.

Но основная разница между российской и американской моделями потребления никуда не делась: слишком серьезно различаются доходы россиян и американцев и, соответственно, структуры их расходов. У нас и в лучшие годы на еду уходило около 30% дохода (сейчас – до половины), тогда как в Америке – всего 12%. И чем меньше остается денег после покупки еды, тем меньше выручат ритейлеры, торгующие одеждой, стройматериалами, музыкой или аксессуарами.