Минюст: конкурс по откатам

На модерации Отложенный

Минюст готов заплатить почти 3 млн рублей за разработку лучшей антикоррупционной методики по выявлению чиновников-мздоимцев. Эксперты, опрошенные «Росбалтом», разошлись во мнениях, нужно ли тратить бюджетные деньги на бумажную борьбу с коррупцией в разгар кризиса.

Министерство юстиции объявило конкурс на разработку механизмов противодействия коррупции среди госслужащих. В соревновании на лучшую методику по борьбе с мздоимцами смогут принять участие и независимые эксперты. Победителям первого тендера предлагается за 1,6 млн рублей представить к октябрю вниманию Минюста рекомендации по общей организации работы чиновников, чтобы у тех просто не было возможностей брать взятки. Речь идет о механизмах проверки деклараций о доходах и наблюдении за имущественным положением госслужащих.

Компании, которым посчастливится выиграть второй тендер, должны за 1,3 млн рублей придумать систему контроля за чиновниками, а именно - систему проверки того, как они исполняют требования антикоррупционного законодательства.

Авторов идеи о проведении тендера не остановил тот факт, что в стране уже существует типовая программа противодействия коррупции для госорганов, разработанная правительственной комиссией по административной реформе, а в ближайшее время выйдет президентский указ о порядке проверки деклараций чиновников об имуществе и доходах.

И понятно, что у большинства опрошенных «Росбалтом» представителей экспертного сообщества потуги Минюста на ниве борьбы с коррупцией вызвали удивление. «Недоумение вызывает не столько то, что тендеры объявлены в период разгара отпусков, а то, что они вообще были объявлены», - сообщил «Росбалту» профессор, завкафедрой антикризисного и стратегического менеджмента РГТЭУ Марат Мусин.

По мнению эксперта, отечественная наука давно дала исчерпывающие ответ на вопросы, связанные с борьбой с коррупцией, «предложив и апробировав на практике конкретные эффективные механизмы и инструменты предотвращения масштабных хищений из бюджетов и госпрограмм». «И воспользоваться нашими исследованиями можно было бы совершенно бесплатно, но к нашим профессионалам никто даже не обращался», - возмутился Мусин.



Эксперт убежден, что объявленный тендер - «всего лишь попытка освоить бюджетные средства в узком кругу привилегированных компаний». И пообещал уже в ближайшее время предоставить достоверную информацию «об уровне финансовых нарушений, хищений и «откатов» в компаниях- победителях этих тендеров».

Председатель «Национального антикоррупционного комитета» Кирилл Кабанов высказался менее категорично, хотя и он уверен, что для разработки антикоррупционного механизма не стоит объявлять конкурс. Проще поручить это сделать уже известным экспертам. Вместе с тем, Кабанов отметил, что «конкурс на написание программ останется очередным конкурсом, вроде конкурса на лучший плакат, пока в России существует система, формирующая «класс неприкасаемых», пока не возникнет реальной политической, а не внутриклановой конкуренции, и не будет решен вопрос о реакции властных структур на материалы в СМИ о коррупции».

«Видно, что Минюст испытывает искреннее желание бороться с коррупционным злом, но, к сожалению, хорошая идея может быть «замылена», - опасается Кабанов. - Из практики своей работы могу сказать, что масса граждан пыталась писать антикоррупционные программы, но практически все они сводятся к ужесточению законодательства, к расстрелам. Однако мало кто понимает, что коррупция в России - это система, серьезная отрасль теневой экономики, имеющая свою специфику. Чтобы разрушать эту коррупционную экономическую модель, тоже надо готовить некую программу, а на это внимание не обращают».

Нигде не удавалось победить коррупцию, не привлекая общество, заявил «Росбалту» первый замгендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко. Эксперт считает, что очередная антикоррупционная программа «не повредит» борьбе с мздоимцами. Другой вопрос, как она будет реализована, говорит Макаренко. Поэтому, «через увеличительное стекло надо рассматривать не выдачу грантов, а то, насколько чиновники прислушаются к мнению общества после того, как программа начнет действовать», резюмирует эксперт.