Кризис поставит вопрос о земле
На модерации
Отложенный
Пока в центральной России наблюдатели гадают, приведут ли к массовым выступлениям очередные закрытия предприятий, в республиках Северного Кавказа митинги политической и экономической тематики идут своим чередом. Вряд ли они представляли бы особый интерес, если бы не одно обстоятельство: там стала подниматься тема частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. Например, звучала эта тема на весьма массовом митинге в Нальчике, проводившемся на днях балкарским национальным движением. В резолюции митинга, которая у меня в руках, содержится возмущение по поводу того, что власти Кабардино-Балкарии отложили введение в республики частной собственности на сельхозземли на 49 лет, разрешив только их аренду.
Как известно, право такой отсрочки у субъектов Федерации есть. Те, кто им воспользовался, объясняют это по-разному. Интереснее объяснить, почему жалобы на отказ от частной собственности появились именно сейчас. Применительно к конкретной северокавказской республике, где эти жалобы были озвучены, можно с большой долей уверенности сказать, что «виноват» кризис. Совместно с высоким урожаем зерновых.
К универсальным причинам, по которым банки не дают кредиты, в случае с фермерами добавляются и причины специфические, а именно забитый рынок зерновых. Не в состоянии сбыть товар куда-либо еще, мелкие северокавказские арендаторы часто вынуждены отдавать его по совершенной дешевке местным спиртовикам. Но ведь и на них сейчас идет большое давление. Если прибавить к этому короткие (очень часто всего на год) сроки договора аренды, станет ясно, что вменяемый банк с таким хозяйствующим субъектом дела иметь не будет, тем более – в кризис.
Отсюда и надежда на частную собственность. С залогом сельхозземель у нас пока, как известно, трудности, но есть вера в то, что с собственником банки все равно будут в большей степени готовы разговаривать. Во всяком случае, такое видение высказывают те, кто поднимает сейчас вопрос о земле.
Они, правда, не отвечают (по крайней мере, публично) на другие вопросы. Вот, например, закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дает арендатору право выкупа участка без аукциона после трех лет аренды. Все самые крупные арендаторы, с учетом местных реалий, просто не могут не быть в связке с региональным руководством. Значит, с разрешением частной собственности то самое начальство, которое ругают мелкие фермеры, станет фактическим собственником большинства земель? Или вот еще вопрос. Сейчас руководство ряда северокавказских субъектов активно ратует за арендные сельскохозяйственные ЗАО с региональным участием. Такой вариант оставит не у дел муниципальное руководство, которое в качестве альтернативы активнее поддержит частнособственнические проекты. Не закончится ли все «ужасом без конца» в виде обычной войны муниципалов с регионалами?
Впрочем, в условиях, когда на кону выживание, требовать подобных просчетов на ход вперед, скорее всего, бесчеловечно.
Комментарии