Как Россия расширяет сферу влияния

На модерации Отложенный

Я вчера смотрел телевизор. В вечернем выпуске новостей на одном из телеканалов показали сюжет о пребывании в Киеве вице-президента США Джозефа Байдена. Затем с коротким комментарием выступил депутат Госдумы Константин Затулин.

Текста в интернете я не нашел, и вынужден цитировать Затулина по памяти.

А сказал он примерно следующее: Соединенные Штаты играют с Россией в \"доброго и злого следователя\". Обама наговорил в Москве приятных вещей - Байден поехал на Украину и в Грузию демонстрировать американскую поддержку тамошних режимов. Впрочем, в Тбилиси он, вероятно, будет разбираться, что делать с Саакашвили. Американцы понимают, что наломали дров, и надо как-то выходить из положения.

Что тут можно сказать?

Во-первых, Константин Затулин - персона с однозначной и давно сложившейся репутацией. То, что для российских телеканалов он стал едва ли не главным экспертом по проблемам постсоветского пространства, характеризует, прежде всего, их редакционную политику.

Во-вторых, что это за \"режимы\" такие? Режимы были в коммунистических странах, а также у Муссолини, Пиночета и Саддама Хусейна. На Украине и в Грузии у власти законные демократические правительства, избранные народами. Нравятся, не нравятся - извольте уважать!

В-третьих, откуда Константин Затулин, и далеко не он один, взял, будто США испытывают какой-то дискомфорт из-за Кавказа?

\"Выходить из положения\" надо скорее Москве. Во-первых, российские политики своими бесшабашными заявлениями отрезали все пути к восстановлению отношений с братской соседней Грузией, пока та на коленях не приползет (а такое вряд ли случится). Во-вторых, в вопросе о признании Абхазии и Южной Осетии Россия оказалась в полной международной изоляции. Как говорится, вся рота шагает не в ногу.

Судя по действиям и заявлениям российских руководителей, их это положение не огорчает и не беспокоит. Ну, а Вашингтону подавно волноваться не из-за чего.

В-четвертых, никакого диссонанса в словах американских лидеров, никакой \"игры в доброго и злого следователя\" нет и в помине. Обама, находясь в Москве, не обещал \"отдать\" Украину и Грузию.

Более того, чтобы ни у кого не возникло иллюзий, прямо заявил: \"Суверенные государства имеют право на независимую внешнюю политику. С той же меркой надо подходить ко всем, включая Украину и Грузию. Дни, когда империи могли обращаться с суверенными государствами, как с фигурами на шахматной доске, остались в прошлом\".

Надо понимать: для Вашингтона солидарность с Киевом и Тбилиси - не предмет торга. На карте престиж США, образ Америки, которая ценностями не поступается, и своих не сдает.

А уж если рассуждать в циничных категориях \"реальной политики\", то Москве нечего предложить, кроме согласия на транзит натовских грузов в Афганистан, который Америке, конечно, нужен, но вопросом жизни и смерти не является.

Во время Второй мировой войны американские бомбардировщики, летавшие бомбить Японию, одно время базировались в Китае, а бензин для них возили самолетами же из Индии и Бирмы. Накладно, но ничего, справились.

Если Затулин, или кто-нибудь повыше, хотят выставить в качестве непременного условия \"перезагрузки\" согласие Америки на восстановление в слегка видоизмененной форме Советского Союза, то \"перезагрузки\", скорее всего, не будет. Это уж России выбирать.

И последнее. Поражает непробиваемая уверенность большинства московских политиков и комментаторов, что Украина и Грузия - вопрос, прежде всего, российско-американских отношений. Мысль, что там живут люди, у которых есть свое мнение и право выбора, видимо, не воспринимается ими всерьез.

В 1935 году французский министр иностранных дел во время визита в Москву посоветовал Сталину нормализовать отношения с Ватиканом - это, мол, укрепит международные позиции СССР. Сталин ответствовал с бесподобным цинизмом: \"А сколько дивизий у Ватикана?\".

Нынешние руководители России научились, помимо дивизий, считать деньги и кубометры газа. Но практически неизменной осталась уверенность, что в жизни и в политике только сила имеет значение, у слабых прав не больше, чем у \"салаги\" в казарме, ничего другого в реальности не было, нет, а главное, и не будет.

Склониться над картой и поделить сферы влияния с Берлином или с Вашингтоном - это нормально. А какие-то там украинцы и эстонцы - кого вообще интересует, чего они хотят?

В СССР выражение \"сфера влияния\" считалось принадлежностью лексикона реакционной империалистической дипломатии. В современной России официальные лица, не говоря уж об аналитиках, произносят его с удовольствием.

Вообще, в сферах влияния нет ничего плохого. При одном условии: когда вхождение в них - дело добровольное.

Естественно, если страна, опередившая других в развитии, втягивает ближних и дальних соседей в свою орбиту силой, как говорят ученые мужи, цивилизационной привлекательности. Попросту говоря, надо, чтобы иностранцы смотрели и завидовали.

Если Москва хочет привлечь к себе Украину и Грузию, надо обращаться не к Америке, а к народам и элитам этих стран. Убедительно объяснить, чем выгодно и приятно дружить с Россией. И уж точно не оскорблять высокомерием, а наоборот, постоянно и даже с перебором демонстрировать уважение. У маленьких обостренное самолюбие. А \"старшим братьям\" не подобает, чуть что, лезть в бутылку.

Очень хочется напомнить тем, кто формирует политику и публично выступает от имени России, слова профессора Преображенского: \"И на людей, и на животных можно действовать только лаской\".

А если Булгаков для них не авторитет, спросить: вы своих будущих жен в молодости насиловали, или ухаживали и старались понравиться?