Госдума упустила шанс стать эффективным парламентом

На модерации Отложенный

Весенняя сессия Госдумы выдалась не такой бурной и напряженной, как ожидалось еще в начале года. Тогда казалось, что затянувшийся кризис пробудит народных избранников к активной законотворческой работе. Но шанс превратиться из органа по штамповке президентских и правительственных инициатив в действительно эффективный парламент думцы упустили это стало понятно уже после того, как с первым отчетом о работе правительства выступил в апреле в Госдуме премьер-министр Владимир Путин.

Впрочем, еще примерно за месяц до этого знаменательного события парламентариям дали ясно понять, где их место. Проявив прилежание и усердие в одобрении правительственных предложений по спасению от банкротства банков и предприятий в конце прошлого года, по возвращении с новогодних каникул думцы организовали нешуточный мозговой штурм по выводу страны из кризиса в своих партийных штаб-квартирах. Велся он активно, в том числе и в «Единой России», представители которой поначалу рассчитывали, что премьер-министр, возглавивший эту партию, всерьез прислушается к мнению однопартийцев.

Результатом долгих дискуссий стал пакет из 47 дополнительных антикризисных мер, которые депутаты подготовили к приезду в Думу Владимира Путина. И в нем не оказалось ни одного содержательного и имеющего шансы на реализацию предложения (за исключением, пожалуй, законопроекта об облегченном переходе малого бизнеса на упрощенную систему налогообложения). Была дана лишь общая оценка сложившейся в стране экономической ситуации.

Собственный антикризисный пыл народных избранников испарился полностью, когда они одобрили апрельскую «антикризисную программу» правительства и перестали призывать к отставке ключевых министров. Еще больше депутаты сникли, когда им пришлось согласиться с рекордно коротким сроком принятия нового федерального бюджета - не за два-три месяца, как было до сих пор, а всего за 50 дней.

Кстати, проект бюджета они будут утверждать теперь не на три года, а на один и без правительственного прогноза социально-экономического развития страны. Видимо, потому что заглядывать так далеко правительство само не рискует, а депутатам - не разрешается.

И все же внести свою лепту в борьбу с кризисом некоторые представители «Единой России» все же однажды рискнули, когда выступили с нашумевшим законопроектом о национализации предприятий в Пикалево. Но именно после этой неудачной попытки, расцененной как «дешевый пиар», депутатов попросили не предлагать правительству своих услуги в борьбе с кризисом. С тех пор народные избранники лишь молчаливо «мониторили» ситуацию в регионах по просьбе администрации президента, да строчили по этому поводу многочисленные запросы в заинтересованные ведомства.

Проводить через Госдуму деньги на поддержку банков и предприятий правительство перестало после того, как федеральный бюджет признали дефицитным и разрешили брать на его восполнение деньги из Резервного фонда (по прогнозам, они должны закончиться уже к концу этого года). Единственный в эту сессию крупный подарок банкам депутаты преподнесли с подачи правительства, разрешив Внешэкономбанку повторно предоставлять коммерческим кредитным организациям беззалоговые кредиты на срок до 31 декабря 2020 года.

А вот от поддержки реального сектора Госдума отказалась вовсе, несмотря на попытки отдельных депутатов скорректировать правительственный список из «избранных предприятий». Антикризисная помощь малому бизнесу заключалась в том, что ему облегчили выкуп арендованного имущества и продлили срок работы уличных рынков, а сельхозпроизводителям - упростили доступ на рынки. Что до конфликта между самими производителями и торговцами, то думцы будут разрешать его только осенью, принимая внесенный правительством закон «О торговле».

Ни шатко, ни валко депутаты сражались в эту сессию и с коррупцией. Антикоррупционные потуги думцев вызывали сомнения еще тогда, когда они безуспешно пытались в конце прошлого года поправить соответствующий президентский пакет законопроектов, ужесточив, в частности, требования к декларированию имущества чиновниками и членами их семей.

Впоследствии парламентарии без особых споров дали добро на проведение прокурорами и Минюстом антикоррупционной экспертизы действующих и готовящихся нормативно-правовых актов, понимая, что такая экспертиза окажется пустой формальностью. Ведь в список на антикоррупционный «тест» не попали все нынешние законы, а самих прокуроров обязали обращаться в суд, если региональные и муниципальные власти откажутся исправить документы по их требованию.

Молчаливо и в рекордно короткие сроки парламентарии согласились и с предложенными президентом избирательной и партийной реформами. В этом ряду - отмена избирательного залога при регистрации на выборах всех уровней и поэтапное сокращение количества подписей избирателей, а также прощение долгов за агитацию в СМИ партиям, проигравшим на прошлых выборах (правда, в следующий бесплатного эфира им не дадут, придется платить из своего кармана).

Открытое неудовольствие оппозиции вызвали лишь несколько президентских предложений. Во-первых, это не имеющее аналогов в зарубежном законодательстве российское «ноу-хау» в виде требования о периодической ротации партийного руководства, что КПРФ расценила как вмешательство в свои внутренние дела. Не понравился депутатам и «пропуск» в Думу для представителей так называемых «малых партий». Правда, парламентарии были не против выделить непопавшим в Думу кандидатам 1-2 депутатских кресла, при условии что те лишь немного не доберут до 7-процентного проходного барьера во время выборов. Возмутил нынешних думцев тот факт, что, получив один-два мандата, малые партии обретут и все привилегии, полагающиеся полноценным фракциям.

Но в итоге Дума согласилась «слиберальничать», также, как и в случае с принятием за несколько дней до визита в Москву Барака Обамы поправок в закон об НКО, упрощающих их регистрацию и порядок отчетности. Надеясь на сотрудничество с президентом, депутаты с радостью одобрили и новый порядок назначения губернаторов, по которому президент должен консультироваться по новой кандидатуре перед ее выдвижением с победившей на выборах в региональное заксобрание партией. Правда, зачем его принимали сказать сложно: закон давно принят, губернаторы назначаются, а президент пока так и не удосужился спросить у «единороссов», кого бы они хотели видеть на вакантных постах глав регионов.

Несмотря на возмущенные возгласы со стороны оппозиции, парламентское большинство законодательно санкционировало отставку глав муниципальных образований по инициативе губернаторов и местных депутатов и продлило до шести лет срок полномочий главы Конституционного суда, разрешив утверждать его кандидатуру не закрытым голосованием среди судей, а по предложению президента Советом Федерации.

Активно народные избранники занимались также моральным и физическим здоровьем своих сограждан. В частности, они приняли законы о борьбе с педофилией и введении «комендантского часа» для подростков, а также разработали законопроект об уголовном преследовании защитников нацизма, который собираются принять в осеннюю сессию.

Что касается президентских поправок в Уголовный кодекс, по которым тюремный срок за изнасилование подростков возрастает до 20 лет, то депутаты правили их дважды, что нехарактерно для прохождения инициатив такого статуса. Примечательно, что оба раза - в сторону ужесточения наказания для растлителей детских душ. Между тем, народные избранники разрешили уходить от уголовной ответственности тем из них, кто выразит согласие жениться на своей «жертве». А поскольку эта оговорка появилась и в статье УК об однополых (неважно, мужских или женских) сексуальных контактах с детьми, то можно сказать, что депутаты заложили тем самым возможность заключения в будущем в России и однополых браков. Так что с точки зрения исторической перспективы, это можно было бы считать, наверное, главным итогом деятельности депутатов в нынешнюю весеннюю сессию.