Проворовавшихся чиновников Китая уничтожают, как класс

На модерации Отложенный

Президенту Медведеву, объявившему тотальную войну коррупции, возможно, стоит повнимательней присмотреться к опыту китайцев. Вернее - давно стоит. Председателя КНР Ху Цзиньтао, как и его российский коллега считает, что коррупция - едва ли не основная проблема страны, а ежегодные экономические потери от взяточничества достигают 86 миллиардов долларов! Но китайские методы борьбы с ней не в пример российским - весьма серьезные.

Вот свежая новость. Агентство Синьхуа сообщает в среду, 15 июля: председатель (теперь уже бывший) правления китайского нефтегиганта Sinopec Чэнь Тунхай приговорен к смертной казни за взяточничество. Правда, добавляет агентство, суд назначил отсрочку наказания на два года. Если за это время проворовавшийся чиновник не совершит ничего противоправного, смертную казнь ему заменят на более мягкое наказание - пожизненное заключение.

Справка «СП»

Sinopec (China Petroleum & Chemical Corporation) - крупнейшая энергетическая компания Китая. Правительству страны принадлежит 75 процентов акций концерна. Совместно с российской «Роснефтью» китайская корпорация приобрела в конце 2006 года у ТНК-ВР компанию «Удмуртнефть». Сумма сделки составила 3,5 миллиарда долларов.

Трудно не воровать

Вообще Sinopec - место, где чиновнику трудно не воровать. Ровно три года назад президент одного из подразделений этого нефтегиганта по имени Ли Жунсин тоже приговорили к «вышке». Как сообщила тогда газета «Фачжи ваньбао», Жунсин был признан виновным в получении взяток на сумму около пяти миллионов долларов. Суд посчитал, что подсудимый несколько лет переводил на счета подставных компаний крупные суммы денег, которые были получены от различных незаконных операций. Одних «подарков» он получил на полмиллиона долларов.

По приговору Ли Жунсин был лишен политических прав, но исполнение смертного приговора ему также отложили на два года. Сейчас он отбывает пожизненное наказание в одной из тюрем Китая.

Нынешний осужденный - Чэнь Тунхай - занимал пост повыше, но и взятки брал по-крупному. В июле 2007 года он покинул Sinopec, сославшись на «личные обстоятельства». Однако уже через два месяца был арестован и предан суду. Следствие выяснило, что с 1997 по 2007 г.г. он получил в качестве взяток 29 миллионов долларов.

«Вышка» в Китае - как 15 суток в России

Вообще Китай возглавляет список стран по количеству выносимых и приводимых в исполнение смертных приговоров. Даже правозащитники недавно взроптали и попытались обратить внимание мирового сообщества на планы китайское Фемиды казнить в 2009 году пять тысяч человек, признанных виновными в финансовых преступлениях.

Всего же в Китае существует 69 расстрельных статей - это тоже мировой рекорд.

Смелые парни

Увы, вороватого китайского чиновника невозможно напугать ни «стенкой», ни пожизненным. Вот лишь несколько последних тому доказательств.

Первого декабря 2006 года к пожизненному был приговорен один из богатейших людей Китая Чжоу Имин. Ему вменили финансовые махинации, размер которых исчислялся десятками миллионов долларов.



32-летний Чжоу Имин считался самым молодым предпринимателем Поднебесной - местным Ходорковским. В 2005 году он попал в список Forbes, как один из богатейших людей КНР.

21 декабря 2007 бывший председатель совета директоров крупной китайской компании «Шанхай электрик групп» Ван Чэнмин был приговорен к смертной казни по обвинению в коррупции. В результате махинаций он присвоил около 40 миллионов долларов. Двое его компаньонов получили - один пожизненный срок, другой - 15 лет тюрьмы.

В конце июня 2009 года был казнен глава китайского госуправления по надзору за качеством продуктов и медикаментами Чжэн Сяоной.

Еще не успел остыть труп Сяоной, как пришла весть, что за получение взятки был арестован мэр города Шэньчжэнь. Сейчас ведется следствие.

Ходят слухи, что расстрелян и бывший мэр Пекина Лю Чжихуа.

Вообще по китайскому законодательству любая взятка или хищение на сумму более миллиона долларов - расстрел. Но наиболее действенное средство, по мнению китайских властей - это прямая трансляция по государственному ТВ расстрелов осужденных. Происходит казнь, как правило, на каком-нибудь стадионе. Офицер в чёрных очках с пистолетом в руке стреляет в головы стоящих рядком на коленях людей. Сюжет в новостях длился несколько секунд. После чего диктор переходит к новостям культуры и спорта.

Как тут не вспомнить первопроходца в этом деле - Туркменбаши, с той лишь разницей, что бывший туркменский диктатор перед телекамерами расстреливал лишь уголовников и угонщиков автомобилей, а чиновник предпочитал гноить в тюрьмах, считая, что расстрел - слишком мягкое для них наказание.

Всего же в Китае в наступившем ХХI веке за коррупцию расстреляно уже 10 тысяч чиновников, а еще 120 тысяч получили пожизненное заключение.

Самое же интересно, что ни по одному делу - ни у американцев, ни у европейцев не возникло вопросов, как, например, по делу нашего Ходорковского.

В сухом остатке

Всеволод Овчинников, журналист-международник, много лет проработавший в Китае:

- Размышляя над всем этим, думаю, что ужесточением наказаний коррупцию в Китае удалось если не пресечь, то обуздать. В 1994 году, когда я работал в Китае, в нашей стране пышным цветом расцвели финансовые пирамиды. Последователи Мавроди появились и в Китае. Был создан инвестиционный фонд якобы с благородной целью: наладить в стране производство одноразовых шприцев. Деньги потекли рекой. Причем чаще всего от руководителей предприятий и учреждений. Задержал зарплату или платежи за коммунальные услуги на месяц - и с каждого вложенного миллиона получаешь ежемесячный навар в 60 тысяч.

К чести китайских правоохранительных органов, они меньше чем за год раскусили сущность финансовой пирамиды. Трое ее создателей были отданы под суд и публично расстреляны. После этого ни одной новой китайской пирамиды не возникло. А число обманутых вкладчиков составило в КНР всего 236 человек, тогда как у нас их количество измеряется многими сотнями тысяч. Так что в данном случае суровость наказания себя оправдала.