Вождь и учитель: чем живет бывший преподаватель Путина
На модерации
Отложенный
Профессору от учеников
Заведующему кафедрой гражданского процесса юридического факультета Санкт-Петербургского госуниверситета Валерию Мусину в марте исполнилось семьдесят. Его характеризуют как профессионала высокого класса, равно успешного в теории и в практике. Он воспитал многих известных юристов, но исключительную известность получили двое его студентов — Владимир Путин и Дмитрий Медведев.
Давний знакомый Валерия Мусина — Вячеслав Манухин — говорит, что первые лица государства поздравили профессора с юбилеем. Президент и премьер хотя и не были на торжестве, но находят время пообщаться со своим бывшим преподавателем.
— Он оставил серьезный след в их жизни, — отметил Манухин.
На недавнем собрании акционеров «Газпрома» профессора Мусина избрали в совет директоров компании. По количеству поданных за него голосов он оказался на втором месте после главы «Газпрома» Алексея Миллера.
Гендиректор и совладелец юридической фирмы «Мусин и партнеры» Андрей Ибрагимов (ему и Валерию Мусину принадлежат по 22%) с иронией относится к тому, что связь с первыми лицами имеет большое значение в российских условиях.
— Владимир Путин и Дмитрий Медведев оканчивали юридический факультет. Не хватит пальцев на руке, чтобы перечислить всех их преподавателей. Другое дело, что Валерий Мусин из тех, кого студенты любят. На его лекции всегда ломятся, — говорит Ибрагимов. Он убежден, что избрание Мусина в совет директоров «Газпрома» связано с опытом и знаниями профессора.
И все же фирма «Мусин и партнеры» необычна. Гендиректор Андрей Ибрагимов — бывший офицер КГБ, служил в разведке, где занимался Ираном и Афганистаном, а к началу девяностых ушел в юриспруденцию, как говорит, в немалой степени под влиянием Валерия Мусина. По словам Ибрагимова, с Путиным он не пересекался.
Главный эксперт фирмы Владислав Горбачев, бывший судья Ленинградского районного суда, до прихода в «Мусин и партнеры» (в 1993 году) успел поработать начальником юридического отдела комитета по внешним связям питерской мэрии. Комитет, как известно, возглавлял Владимир Путин.
Партнер и главный эксперт фирмы Виктория Романова была помощником по правовым вопросам последовательно у четырех председателей комитета по управлению городским имуществом мэрии — Сергея Беляева, Михаила Маневича, Германа Грефа и Андрея Лихачева.
Мусин и партнеры
Андрей Ибрагимов основал фирму «Мусин и партнеры» в 1992-м, а с Мусиным познакомился в конце восьмидесятых в Ассоциации юристов Ленинграда, где был вице-президентом. Работая в совместной российско-финской туристической фирме «Ленарт», а затем британской торговой компании «Литлвудз» (Littlewoods), Ибрагимов приглашал Мусина в качестве юриста. Затем о желании работать с Мусиным и Ибрагимовым в России заявили представители крупной международной юридической компании «Клайд и Ко» (Clyde&Co). «Клайд» нужно было обслуживать клиентов в России, а отдельный офис со своим штатом при высокой почасовой оплате был дорогим удовольствием. Остановились на варианте совместного предприятия с российскими юристами, которое бы не исключало самостоятельности: так появилось «Мусин и партнеры», где «Клайд» до сих пор контролирует 25%.
Валерий Мусин поначалу отказывался от того, чтобы фирму назвали его именем, но, как говорит Ибрагимов, он настоял на этом варианте. Профессор Мусин уже тогда был знаменит среди юристов: принимал участие в разработке Кодекса торгового мореплавания СССР, являлся не только специалистом в области морского права, гражданского права и гражданского процесса, но и в сфере внешнеэкономической деятельности. Мусин одним из первых начал работу с ленинградскими совместными предприятиями, чему помогало знание английского и немецкого. Именно в таких экспертах возникла необходимость в начале девяностых.
С 2002 по 2004 год Ибрагимов был зампредом правления «Банка Санкт-Петербург», до сих пор входит в наблюдательный совет. Среди совладельцев банка до 2007 года был, в частности, Сергей Матвиенко, сын губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. Ибрагимов говорит, что сталкивался с ним только по служебной линии, личных отношений не было.
Встреча разведчиков?
«Новая» выяснила, что до 2000 года юридическую компанию «Клайд и Ко» в фирме «Мусин и партнеры» представлял англичанин Джозеф Тревор Бартон. Согласно отчету фирмы, он входил в совет директоров.
У господина Бартона примечательная биография. Он выпускник колледжа Королевского военно-морского флота Великобритании, а также бакалавр юриспруденции университета Иксетера. Свободно владеет русским. С 1979 по 1989 год служил офицером-подводником в Королевском военно-морском флоте, затем военным переводчиком, в частности, был переводчиком глав делегаций флота во время визитов британских военных кораблей в Россию и ответных визитов кораблей Российского флота в Великобританию.
В фирме «Клайд и Ко» он проработал 14 лет, стал партнером, возглавил комитет по странам Восточной Европы. В Санкт-Петербурге прожил 6 лет, с 1994-го по 2000-й. А когда вернулся в Лондон, 15 месяцев провел в департаменте торговли и промышленности Великобритании, где занимался разработкой и осуществлением правительственной политики содействия экспорту в Российскую Федерацию.
Тревор Бартон входит в совет директоров Российско-британской торговой палаты, а также в консультативную группу по странам СНГ при «Интернешнл файнэншнл сервисес» (Лондон). Проработав чуть больше года в британском департаменте торговли и промышленности, он пришел в международное консультационное агентство по коммуникационным стратегиям PBN Company Limited, стал старшим вице-президентом и управляющим директором лондонского офиса (есть также офисы в Вашингтоне, Москве, Киеве, Риге, Алма-Ате и Кишиневе). Агентство специализируется на оказании PR и лоббистских услуг в России, Украине, прибалтийских странах и странах СНГ.
По совпадению к 2007 году дочернее предприятие «Газпрома» «Газпром экспорт» начало переговоры с PBN Company и двумя PR компаниями, которые сформировали с ней консорциум. Речь шла о трехлетнем контракте стоимостью 11 млн долларов по исправлению имиджа «Газпрома» в Европе и США (об этом сообщил «Коммерсантъ»). В списке клиентов PBN есть «Газпромнефть», проект «Газпрома» «Северный поток» (Nord Stream) и «Роснефть».
Мы связались с господином Бартоном. Он помнит профессора Валерия Мусина и подтвердил, что был в совете директоров «Мусин и партнеры». Профессора он характеризует как очень открытого человека и профессионального юриста. Тревор Бартон посетовал, что хотя они до сих пор добрые знакомые, но, к сожалению, встречаются нечасто. Последний раз виделись около года назад.
Бартон решительно заявил, что в период работы на PBN не взаимодействовал с Мусиным по поводу российских компаний и никакого отношения к контрактам со структурами «Газпрома» он не имел, этим занимался московский офис PBN.
В московском офисе компании не ответили на вопросы «Новой». Валерий Мусин находился в зарубежной поездке и не был доступен для комментариев.
Совладелец «Мусин и партнеры» Андрей Ибрагимов считает искусственной связь между Мусиным, Бартоном и контрактами PBN с «Газпромом». Он говорит, что совпадения случайны.
Учитывая биографию англичанина, который был офицером и военным переводчиком, а затем стал юристом и долго сотрудничал с весьма интересными россиянами, мы спросили Бартона: не работал ли он на разведку? Он сказал, что не хочет отвечать на этот вопрос.
— Я тоже когда-то служил. Но это не имеет никакого отношения к моему нынешнему бизнесу, — объяснил гендиректор «Мусин и партнеры» бывший разведчик Андрей Ибрагимов. — Тревор — очень порядочный человек.
Недвижимость «Рубина»
Многие годы Валерий Мусин является юристом питерского акционерного общества по развитию недвижимости «Невский, 25», владеющего шестиэтажным бизнес-центром «Атриум». Внутренний двор под стеклянной крышей, мозаичный гранитный пол, фонтан, автоматическое управление инженерным комплексом, вентиляцией, кондиционированием, автономной котельной и системой безопасности.
Центр был одним из пилотных проектов «Европейского банка реконструкции и развития» в Петербурге. 40% центра «Невский, 25» принадлежит структуре, созданной разработчиком атомных подводных лодок Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин» (ЦКБ МТ «Рубин») для управления коммерческой недвижимостью. 60% — у британской Downay Day Properties Limited, которой в 2005 году город и его западные партнеры продали свои доли. Сейчас Downay Day переживает не лучшие времена (компания дошла до внешнего управления).
Гендиректор «Невского, 25», бывший директор внешнеэкономической фирмы ЦКБ МТ «Рубин» Вячеслав Манухин вспоминает, что познакомился с Валерием Мусиным в начале девяностых как с опытным консультантом, который знал, как работать с западными компаниями.
— Он продолжает оказывать нам бесценную помощь, — говорит Манухин. При этом отмечает, что Мусин никогда не демонстрировал свои связи.
Московский консультант
В 2006 году Валерий Мусин выступил учредителем московской консультационной фирмы «Центр страхового права». Об этой фирме известно крайне мало. Ее директор Виктор Дубровин в 2000 году окончил Академию ФСБ, год проработал в спецслужбе и продолжил обучение в Московском институте экономики, статистики и информатики, став экономистом. После частной адвокатской практики в 2005-м Дубровин стал директором управления организации претензионно-исковой работы «Росгосстраха», затем после 2007 года был замруководителя департамента судебной работы компании «МАКС» и некоторое время — руководителем департамента правового обеспечения страхового общества «Россия».
Источник в «Центре страхового права» сообщил, что фирма занималась консультированием крупной российской компании. Но Виктор Дубровин, с которым нам удалось связаться, сказал, что фирма создавалась исключительно в научно-просветительских целях. В чем именно заключается ее деятельность, он объяснить отказался.
В омском «Центре страхового права», где ведут просветительскую работу и создают бюро страховых историй для борьбы с мошенничеством, сообщили «Новой», что московская тезка к ним отношения не имеет.
Гендиректор «Мусин и партнеры» Андрей Ибрагимов предположил, что Валерия Мусина как авторитетного юриста и уважаемого человека просто попросили выступить учредителем фирмы.
Независимый директор
Может ли Валерий Мусин быть независимым директором «Газпрома»? Андрей Ибрагимов из «Мусин и партнеры» полагает, что акционеры ясно выразили свое отношение голосованием. Мусин набрал рекордное количество голосов для независимого директора.
— Я не согласен с тем, что Валерий Мусин должен действовать в интересах какой-то группы акционеров, он будет действовать в интересах компании, — говорит Ибрагимов. — Впрочем, если миноритарии будут обращаться с разумными пожеланиями, думаю, он, несомненно, будет отстаивать правовую позицию.
Ибрагимов заметил, что Мусин отправлялся беседовать с миноритариями в Лондон. Они задавали ему не менее острые вопросы и вполне были удовлетворены ответами, что и отразилось в голосовании.
— Я не думаю, что Валерий Мусин — независимый директор, — сомневается миноритарий «Газпрома» Алексей Навальный. — За него голосовали, прямо скажем, не только миноритарные акционеры.
По мнению Навального, после смерти Бориса Федорова, видимо, появилась необходимость назначить подконтрольную фигуру в качестве независимого директора «Газпрома», и нашли почтенного уважаемого человека.
В пресс-службе «Газпрома» не берутся оценивать Валерия Мусина.
Справка «Новой»
Бизнес-центр
В разное время на стадии строительства «Атриум на Невском, 25» и еще один проект в области недвижимости — «Знаменская» объединяло имя директора Валерия Кретова. Он был гендиректором «Невского, 25» и входил в совет директоров «Знаменской».
«Знаменская» была проектом российско-германской фирмы СПАГ (Санкт-Петербургское общество недвижимости и долевого участия St. Petersburg Immobilien und Beteiligungen AG). В период работы в питерской мэрии Владимира Путина называли «консультантом» этой фирмы. А членом совета директоров, гендиректором «Знаменской» был давний знакомый Владимира Путина Владимир Смирнов, который, в частности, учреждал с ним дачный кооператив «Озеро». В 1994 году Путин в качестве заместителя питерского мэра и председателя комитета по внешним связям выдал Смирнову доверенность на голосование 200 акциями СПАГ. Одного из бывших акционеров фирмы Рудольфа Риттера арестовали в 2000 году в Лихтенштейне и пытались безуспешно обвинить в отмывании денег наркобаронов, но в итоге признали невиновным. Эта история наделала много шума («Новая» подробно сообщала об этом, мы публиковали обвинительное заключение и ответ компании СПАГ).
Еще один скандальный момент заключался в том, что в 1999 году в совет директоров «Знаменской» последовательно входили не только упомянутый Рудольф Риттер, но и Владимир Барсуков (Кумарин), лидер тамбовской группировки, арестованный впоследствии по подозрению в организации убийства и захвата собственности.
Валерий Кретов не хотел бы публично комментировать ситуацию. Близкий к нему источник говорит, что «Знаменская» не имела отношения к «Невскому, 25», а Кретов был всего лишь наемным директором, который выполнял свою работу. Валерий Манухин тоже подчеркнул, что связи между «Невским, 25» и «Знаменской» нет.
Комментарии
как бы это не было смешно, но, видимо, именно эту цель он преследовал