Наркополиция объявила булки с маком вне закона

На модерации Отложенный

Как выяснили «НИ», в Калужский и Курский областные суды в ближайшее время будут переданы дела по обвинению московских бакалейщиков Романа Пронякина и Романа Дементьева, а также курского торговца бакалеей Игоря Осьминина в распространении наркотиков. За продажу мака, прошедшего, кстати, таможенный контроль, предпринимателям грозит до 20 лет лишения свободы.

Объясняя «интерес» к продавцам кондитерского мака, наркополицейские заявляют, что в связи с кризисом многие наркоманы и наркодельцы переключились на мак, который намного дешевле героина. Эксперты же предлагают вообще запретить ввоз в Россию мака из-за границы.

Жена курского бакалейщика Лилия Осьминина рассказала «НИ» свою историю: «Мой муж Игорь Осьминин был арестован 17 марта 2008 года. С 1997 года он занимался предпринимательской деятельностью. Продавал кофе, другие бакалейные товары. Мак покупал на оптовых складах в Москве. Весь товар имел сертификаты качества, и муж был уверен в безопасности этого товара и его соответствии нормативам».

По делу Осьминина были арестованы десять человек, которые покупали у него мак. «На свободу под залог или под подписку о невыезде отпустили семерых, которые дали нужные следствию показания, - продолжает Лилия Осьминина. - Но даже в их показаниях не приводится ни одного факта, доказывающего, что мой муж организовал группу по продаже наркотиков. По делу было проведено три экспертизы. В каждой из них по-разному определяется видовая принадлежность растения мак. Пищевая экспертиза так и не была организована: оказалось, что в Курской области нет специалистов по экспертизе пищевых товаров. Аналогичное дело расследовалось УВД Курской области. Оно было прекращено за отсутствием состава преступления. Московская фирма, у которой мой муж покупал мак, до сих пор им торгует». Игорь Осьминин обратился в Общественную палату РФ, и сейчас Генпрокуратура проводит проверку действий следователей из местного управления Госнаркоконтроля.

56 тонн мака для булочек

Аналогичная история произошла в Белгороде. Там под следствием находятся бакалейщики - отец и сын Александр и Сергей Парамоновы. «Мы уже несколько лет держим в городе небольшой магазин «Продукты», - рассказал Александр Парамонов «НИ». - В бакалейном отделе мы продавали расфасованный мак. 25 апреля 2007 года к нам нагрянули человек 30 из местного наркоконтроля, изъяли у нас весь мак и выдали предписание, что в нем находится маковая соломка и его продавать нельзя. Оказалось, что можно продавать тот мак, который не содержит сорной примеси. Прошел год, мы в Москве закупили другой мак, отдали его на экспертизу в отдел стандартизации и метрологии Белгородской области. Там нам подтвердили, что мак чистый и разрешен к продаже. Торговали мы недолго - через три дня моего сына арестовали, конфисковали мак. Сергей провел в СИЗО полгода, пока его не отпустили под подписку о невыезде».

Следствие по белгородскому делу еще не закончено.

Предпринимательница из Коломны получила шесть лет и семь месяцев по аналогичному обвинению. «Суд согласился с результатами следствия, хотя по результатам всех экспертиз было видно, что мак, который реализовывала моя подзащитная, чистый, с допустимым содержанием морфина», - пояснила «НИ» адвокат Наталья Белова.

Руководитель управления по взаимодействию с общественностью и СМИ Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) России Николай Карташов подтвердил «НИ», что во многих регионах страны возбуждены уголовные дела против бакалейщиков. «Был случай в Воронежской области. В погоне за барышом там продавали мак с примесями. Когда наши люди пришли туда с проверкой, наркоманы пытались взять штурмом киоск. Героин невозможно достать, он дорогой. Вот наркоманы и переключились на мак», - поделился с «НИ» своим видением ситуации Николай Карташов.

В конце апреля Законодательное собрание Калужской области занялось вопросами борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Депутаты пригласили к себе начальника управления ФСКН по Калужской области Бориса Смирнова, который рассказал об успехах своего ведомства. Он, в частности, отметил, что «теневой оборот маковой соломы, замаскированной под видом кондитерского мака, на черном рынке области превышает годовую потребность предприятий, производящих подобную продукцию». В качестве примера г-н Смирнов привел дело о 56 тоннах мака, изъятого на складе в Москве у одной из компаний, и об аресте «организованной группы, которая сбывала наркотические вещества, замаскированные под семена пищевого мака в Калужской, Воронежской, Орловской и других областях».



«Он говорит о деле Романа Пронякина и Романа Дементьева, которое расследуется у нас в Калуге, - рассказала «НИ» депутат Калужского Законодательного собрания Татьяна Котляр. - Это возмутительная история. Местное управление ФСКН доложило в Москву об изъятии 56 тонн наркотической смеси мака и соломы. Дело затребовали в столицу, но когда изучили, вернули обратно - там нет доказательств. Смирнов утверждал также, что на складе нашел «адскую машинку», которая якобы смешивала мак с маковой соломой. На самом деле ничего не обнаружено, кроме чистого мака. Это дело также абсурдно, как «дела ветеринаров» и «дела химиков», которые ранее вела ФСКН.

Все дело в соломке

Адвокат Наталья Андреева, которая защищает московского предпринимателя Романа Пронякина, говорит, что экспертизу по делу «калужских бакалейщиков» проводили эксперты ФСКН. Они определили, что изъятые 56 тонн мака являются «смесью семян мака и маковой соломы». Так и получилось, что Пронякин и Дементьев якобы торговали наркотическим средством. При этом действующий на тот момент ГОСТ относил маковую солому к сорной примеси, содержание которой допускалось в маке в размере 3%. Роман Пронякин отсидел год и восемь месяцев в тюрьме, находясь под следствием. Ему изменили меру пресечения, когда закончился допустимый срок содержания под стражей. А его партнер - бакалейщик Роман Дементьев - до сих пор находится в Калужском СИЗО.

«ФСКН полностью проигнорировала требования ГОСТа, а также то, что даже согласно экспертизе изъятый мак был практически полностью очищен, - комментирует «НИ» ситуацию Наталья Андреева. - Доказывая несостоятельность этой экспертизы, мы получили все возможные заключения специалистов - химиков, наркологов, лингвистов. Я заявила следователю ходатайство о допросе эксперта ФСКН. Я хотела, чтобы он объяснил, каким образом получил результат о «смеси семян мака и маковой соломы», если мак был чистый. Специалисты Федерального центра судебных экспертиз, куда мы обратились после проведения исследования, посчитали, что эксперт ФСКН нарушил методические рекомендации по исследованию семян мака, утвержденные Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Минздравсоцразвития. Следователь мне в ходатайстве отказала».

Может, от него вообще отказаться?

Нарколог Сергей Полятыкин, руководитель медицинских программ центра НАН («Нет алкоголизму и Наркомании»), согласен с ФСКН, что мак - это дешевый заменитель опиума, но он отмечает, что, как правило, у наркополицейских нет доказательств, что бакалейщики примешивают к кондитерскому маку маковую солому. «Кондитерский мак идет через границу. Проходит необходимый контроль, сертификацию. Почему же тогда к ответственности привлекают бакалейщиков, а не сотрудников таможни? - удивляется в беседе с «НИ» Полятыкин. - Сажая за решетку продавцов кондитерского мака, очень легко изображать борьбу с наркомафией. Кроме того, странно, что, занимаясь подобными делами, ФСКН фактически регулирует оборот пищевых продуктов. По закону о качестве и безопасности пищевых продуктов семенами мака должен заниматься Роспотребнадзор».

Адвокат Наталья Андреева обратилась с запросом в Пензенский научно-исследовательский институт сельского хозяйства - единственное научное учреждение в России, агрономы которого занимаются культивацией масличного мака. Директор этого института, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Александр Смирнов прислал в калужское УФСКН заключение, в котором указывает, что «даже при самом совершенном оборудовании очистить мак стопроцентно практически невозможно. Таким образом, в партии семян любого размера примесь маковой соломы менее 0,2% должна считаться несущественной».

По мнению членов Общественного совета при ФСКН Олега Зыкова и Людмилы Алексеевой, произвольное толкование ГОСТов, отсутствие закона, в котором бы четко указывался фиксированный процент содержания наркотических средств в семенах мака, приводят к «клонированию» уголовных дел и отсутствию системного решения проблемы.

Специалисты же предлагают простой и незатратный метод выхода из ситуации: «Пока не будет принят закон об обороте кондитерского мака, стоило бы рассмотреть вопрос о полном запрете ввоза на территорию России кондитерского мака», - заявил «НИ» член Общественной палаты Олег Зыков.