Главный аятолла Ирана готовит в преемники сына

На модерации Отложенный

Пока протестующие возвращаются на улицы Ирана, устраивая манифестации против иранского Верховного лидера Али Хаменеи, президента Махмуда Ахмади-Неджада, а также, пытаясь опротестовать результаты недавних выборов, газеты сообщают о том, что сын Хаменеи - Моджтаба Хаменеи - возглавляет правительственные силы, действующие против манифестантов.

Британская Guardian пишет, ссылаясь на слова \"одного политика с сильными связями в структурах безопасности\" Ирана, что ведущая роль Моджтаба в принятии суровых мер подавления оппозиции \"встревожила многих ведущих клерикалов страны, консервативных политиков и генералов Революционной гвардии\".

\"Моджтаба является командиром сил подавления. Басиджи (представители спецполиции) действуют только по приказам Моджтаба, но его имя всегда находится в тени. Правительство никогда не упоминает ничего о его деятельности\", - признался иранский политик. - \"Это никому не нравится. Мараджи (самые высокопоставленные аятоллы Ирана) гневаются, консерваторы очень рассержены и решительно критикуют Моджтаба. Подобная ситуация не может продолжаться: слишком много влиятельных людей против него\".

Источник Guardian добавляет, однако, что консерваторы опасаются вступать в открытое противостояние с аятоллой и его сыном, не рискуя подрывать авторитет Исламской Республики и ее имидж на Ближнем Востоке. Вместо этого, по его словам, они намерены использовать свою политическую власть, чтобы ограничить влияние Верховного аятоллы, его сына и Ахмади-Неджада.

Роль Моджтаба в разгоне митингов оппозиции тем примечательнее, что аятолла продвигает сына в качестве своего преемника. Так, газета Los Angeles Times сообщила, что Моджтаба стал ключевым игроком в бюрократической машине, которую аятолла создал для консолидации своей власти, но попытки поднять Моджтаба до уровня верховного лидера, несомненно, столкнется с сопротивлением со стороны значительной части иранского духовенства.

\"Моджтаба Хаменеи является скрытным человеком, который не хочет, \"становится притчей во языцех\", - говорит Мохсен Сазегара, иранский журналист и бывший государственный чиновник, чьи реформистские взгляды привели к кратковременному тюремному заключении.

В 2003 году. - О нем вообще мало что известно\".

Младший Хаменеи является \"самым влиятельным лицом в суде отца\", - заявил Али Афшари, диссидент и реформист, который провел три года в тюрьме за попытку продвижения продемократических программ. - Вопрос состоит в том, что произойдет, когда его отец уйдет? Моджтаба предпочитает держаться поближе к аппарату безопасности\".

Аналитики говорят, что Моджтабу Хаменеи не хватает религиозного и политического авторитета для противостояния оппозиции, ему в любом случае придется столкнуться с Ассамблеей экспертов, органом, отвечающим за выборы верховного лидера. Его отец, как считается, имеет влияние примерно на половину этого собрания, состоящего из 86 членов, но правление возглавляет Рафсанджани, туда входят и другие реформаторы, которые, вероятно, будет блокировать продвижение молодого Хаменеи на пост его отца.

Усилия аятоллы и его сына по консолидации власти могут расколоть иранское духовенство, поскольку действия обоих Хаменеи противоречат законам ислама.

Аббас Милани, директор по иранским исследованиям Стэнфордского университете, пишет для газеты New Republic о том, что аятолла пытается изменить иранские государственные приоритеты - с религиозных на националистические.

Что касается Моджтаба, то он мог быть вовлечен в недавнее обострение дипломатических отношений между Ираном и Великобританией. Британское правительство в рамках международных санкций против Ирана заморозило в прошлом месяце иранские активы на сумму 1,64 млрд. долларов, сообщает Reuters.

По некоторым данным, на которые указывает газета Guardian и иранский портал Payvand.com, эти деньги принадлежат Моджтабу, и как результат, вероятно, именно поэтому в Тегеране были задержаны несколько сотрудников британского посольства. Ранее на этой неделе Иран освободил восемь из девяти арестованных, но главный политический аналитик посольства по-прежнему находится под стражей.