Страна умерщвленной свободы

На модерации Отложенный

Вот и завершился \"рабочий визит\" в Россию президента США. Между тем, в Америке к РФ не все относятся доброжелательно, и потому сейчас трудно говорить, к чему на самом деле приведет визит Обамы. Самый негативный образ России в США транслируется через интеллектуальные сети неоконсерваторов, которые и в этом вопросе являются прямой оппозицией по отношению к своим конкурентам по консервативному движению - палеоконсерваторам. Большинство неоконов, которые на заре своего существования были антисталински настроенными левыми демократами и троцкистами, исторически смотрят на Россию как на государство, препятствующее распространению «свободы и демократии». Сейчас неоконы преимущественно сосредоточены в рядах республиканцев, но определенный их процент существует и в рядах Демократической партии - их представителем как раз и является Джеймс Вулси. «Демонеоконы» находятся в самой жесткой оппозиции к идее налаживания отношений с современной Россией и, в отличие от неоконов из числа республиканцев, по-прежнему влиятельны. Если подобные взгляды возобладают среди политической элиты США, о хороших отношениях между странами можно забыть.

Существует глубокое заблуждение, что российско-американские отношения никогда толком и не налаживались, несмотря на развал СССР. Наоборот, в первые годы после этого славного события они развивались просто прекрасно. При Ельцине, когда я был главой ЦРУ, в 1993-1995 годах, у нас были прекрасные отношения с Москвой. Была комиссия «Гор - Черномырдин». Во всех основных государственных органах - министерстве обороны, внешнеполитическом ведомстве - преобладал оптимизм, что Россия движется в сторону либеральной демократии. Все это закончилось с приходом Владимира Путина. Россия сегодня, в отличие от ельцинской России, ведет себя как Россия XIX века, я имею в виду период царствования Николая I.

Ухудшение российско-американских отношений не связано с концом холодной войны или с какой-то «исторической» американской враждебностью в отношении России, отнюдь. Отношения с США были испорчены из-за того, что сделал в своей стране Владимир Путин. Вторжение в Грузию и оккупация территории двух ее регионов, кибератаки на Эстонию, прекращение подачи газа в Европу из-за спора с Украиной, чрезвычайно враждебное отношении к Киеву со стороны российского правительства.



Отношение современного американского правительства к России лучше всего отражается во фразе вице-президента Джозефа Байдена, который сказал, что отношения надо начать с нуля. Эта открытая, настроенная на сотрудничество позиция очень отличается от мнения подавляющего большинства американцев, которые были шокированы прошлым летом, когда Россия вторглась на территорию Грузии, когда Чехию и Польшу стали запугивать «Искандерами». Американцы потрясены также высоким уровнем сотрудничества между Россией и Ираном, которое даже включает помощь по некоторым направлениям иранской ядерной программы. Готовность, с которой американские дипломаты и американские чиновники высших уровней хотят работать с Россией, поразительна и возмутительна. Эта позиция не находит отклика у обычных американцев, которые были очень оптимистично настроены в начале 1990-х, однако сейчас эти радужные настроения рассеялись как утренний туман. У всех на устах убийства оппозиционных журналистов и гонения на оппозиционных политиков. Фраза «Я тебе положу полоний в суши» уже стала ходовой фразой в американском разговорном языке - это шутливая форма дать понять, что ты зол. Сказать, что Россия непопулярна в США, это ничего не сказать.

У России за последние два века было четыре возможности стать демократией или, по крайней мере, ввести представительные органы власти и установить верховенство закона. Первая такая возможность была в 1825 году, когда произошло восстание декабристов, которое было подавлено с чудовищной жестокостью. Вторая была во времена царствования Александра II, и он был убит. Третья была после Февральской революции, однако затем последовал большевистский переворот и к власти пришла ленинская клика. Четвертая возможность была после падения Берлинской стены, когда страну в сторону демократии повели Горбачев и Ельцин, однако затем пришел Путин и все закончилось. Уже четвертый раз те, кто хочет, чтобы Россия была демократией, проигрывают и одерживают верх те, кто хочет, чтобы она была полицейским государством. Это уже не случайность, а закономерность. Каждый раз, когда американцы слышат о том, что очередной оппозиционный журналист или правозащитник был избит или убит, они убеждаются, что Россия снова становится полицейским государством, уже который раз за свою историю.