Итоги явления Обамы: посчитали - прослезились

На модерации Отложенный

США получили транспортный коридор в Афган и отмену ограничений на импорт свинины. Взамен нас похлопали по плечу.

Московский вояж Барака Обамы получился беспрецедентным. Да, он не стал рекордным по продолжительности – в 1972-м первый за всю историю двухсторонних отношений официальный визит действующего президента США Ричарда Никсона в Москву длился целую неделю. Зато Обама поставил абсолютный рекорд по насыщенности программы.

Наш афропострел везде поспел. Оксане Сытновой, студентке Российской экономической школы, Обама вручил диплом магистра экономики. С патриархом Кириллом со знанием дела потолковал о развитии межхристианского диалога и принял в дар икону Пресвятой Богородицы. Перекинулся парой слов с приятелем, экс-президентом СССР Михаилом Горбачевым. Терпеливейшим образом выслушал жалобы на трудную жизнь ходоков от российской оппозиции – Сергея Митрохина, Леонида Гозмана, Гарри Каспарова, Бориса Немцова и Геннадия Зюганова. Феерию праздника, который, как оказалось, всегда с Обамой, подчеркнул завтрак с премьером Владимиром Путиным в сопровождении оркестра народных инструментов, за самоваром, который раздувал при помощи сапога лакей в красной косоворотке.

Но главное – Обама всех поголовно в себя влюбил. «Он очень открытый, общительный, без высокомерия. Он прост в общении, ясно, что когда ты с ним говоришь, он тебя слушает, а не просто делает вид, как многие начальники и по ту, и по эту сторону океана», – почти с восхищением говорил об американском лидере сразу после двухчасового общения с ним «яблочник» Сергей Митрохин.

Но теперь вундеркинд Обама улетел в Аквилу на саммит G8. Угар эйфории от визита, как заявил Леонид Гозман, «самого могущественного человека на земле» рассеялся, и стало видно, что же осталось от встречи президентов двух империй в сухом остатке. Если кратно – стало окончательно ясно, что Обама нас надул.

Чтобы понять это, давайте взвесим, что Обама поимел с нас. Прежде всего – транзит американских военных грузов в Афганистан через российскую территорию. Янки умеют считать деньги. Сейчас 70% грузов НАТО идут караванами через Пакистан, и оплата их транспортировки занимает неслабую часть из тех 100 млн. долларов в день, в которые обходится США Афганская операция. За эту маленькую победоносную войну Америка платила малоприятную сумму 36 млрд долларов в год. Теперь расходы удастся существенно сократить, за что Обаме, несомненно, скажут спасибо американские налогоплательщики. Мало того, путь через Россию поможет сохранить и жизни американских солдат. Талибы вполне справедливо считают систему материально-технического обеспечения НАТО ахиллесовой пятой альянса, и число нападений на войска НАТО достигает 500 в месяц. Теперь с этим покончено.

Следующее завоевание Барака Обамы архиважено для американских фермеров. Россия сделала им поистине царский подарок – отменила ограничения на импорт свинины и другой мясной продукции из США в Россию. Речь идет об импорте на астрономическую, по российским меркам, сумму в 1,3 млрд. долларов. Другими словами, это деньги, которые мы пронесли мимо собственного сельского хозяйства.

Наконец, главное – Обама ни на миллиметр не изменил позиции по проблеме ПРО. Здесь надо понимать, что наши собственные позиции выглядят откровенно жалкими. Барак Обама и Дмитрий Медведев договорились сократить стратегические наступательные вооружения – носители до 500-1000 единиц, боеголовок до 1675 единиц. Казалось бы, этого достаточно, чтобы стереть Америку с лица Земли. Но, увы, этого не даст сделать пресловутая система ПРО.

По словам директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, на Аляске уже сейчас, тихо развернуто 100 американских противоракет, представляющих собой «щит» против российских ракет, которые полетят в США именно через Северный Ледовитый океан. Второй район ПРО развернут в Калифорнии: радар там уже есть, а количество противоракет будет доведено до «штатных» 100 штук в ближайшее время.

Параллельно США развивают морскую систему ПВО «Иджис» – радары и противоракеты, развернутые на кораблях, патрулирующих побережье США. Наконец, американцы развивают четвертый компонент своей ПРО – воздушного базирования. Ее образуют химические лазеры, способные сбивать ракеты в момент их запуска или сразу после него. Через 15-20 лет к этим системам может добавиться космическая ПРО.

При таком раскладе ни о каком паритете речи идти не может. Да, у нас будет с американцами одинаковый наступательный потенциал. Но если из нынешней армады в 3000 российских ракет при обновременном запуске еще есть шанс прорвать ПРО США, то у оставшихся 500-1000 его не будет. Чего не скажешь про ракеты американские. Наша ПРО не может противопоставить ничего серьезного новейшим американским носителям.

По словам президента Академии геополитических проблем Леонида Ивашова, с принятием концепции «быстрого глобального удара» крылатые ракеты «Томогавк» превратились в оружие принципиально другого уровня – стратегическое ударное средство. Дальность – 3,5 тыс. км, точность наведения на цель – не более 10 м. А еще способность маневрировать, огибать рельеф местности плюс высокая скорость, превосходящая скорость звука. Все это делает их неуязвимыми для ПВО страны, являющейся объектом удара. Модернизированные «Томогавки» уже размещаются на четырех ракетных подводных лодках типа «Огайо» – по 154 на каждой, четырех многоцелевых лодках «Вирджиния» (всего более 1 тыс. ракет), на восьми эсминцах (всего 4840 ракет). Сегодня США могут в любой момент нанести удар (в том числе и ядерный) с боевых позиций в Северной Атлантике (Норвежское и Северное моря), Тихом океане (Берингово и Японское моря), Арктике (Карское море). Есть еще и авиационная ударная группировка и наземные пусковые установки.

Вы уже догадались: неуступчивая позиция Обамы даже по несущественной в нынешних американских раскладах «антииранской» ПРО делает наши ядерные вооружения бесполезными. На словах, США готовы отказаться от несуществующих противоракет в Польше. В обмен просят, чтобы Россия надавила на Иран, и тот отказался бы от развития собственной ядерной программы. Обама просто знает, что это условие заведомо невыполнимое. Ядерная программа в Иране – это наши, российские контракты и деньги.

Анализ российско-иранского сотрудничества в области мирного использования ядерной энергии показывает, что оно играет важную роль в поддержании добрососедских отношений между двумя странами, предоставляя Москве определенные рычаги политического воздействия на Тегеран. С экономической точки зрения это сотрудничество не менее важно, поскольку стоимость строительства только первого ядерного энергоблока АЭС в Бушере оценивается в 800 млн. долл., а при поставке еще трех сумма может достичь 3—3,5 млрд. долл. По некоторым оценкам, в контракте на строительство АЭС в Бушере задействовано около 300 российских предприятий. Он создал (или сохранил) для России приблизительно 20 тыс. рабочих мест. Как можно пустить все это на ветер? И где гарантия, что взамен американцы действительно заморозят модификацию своей ПРО?!

А теперь посмотрим, что дал нам Барак Обама взамен предоставленного транспортного коридора на Афган и фактически товарного кредита для американских фермеров? А ни-че-го. Обама не сделал навстречу даже мелочи, вроде отмены устаревшей сто лет назад поправки Джексона-Вэника. Хотя его партия - демократы имеют сегодня большинство в Конгрессе, и отменить поправку не составило бы труда. Обама подарил нам море обаяния и улыбок – и только. И глядя на него, приходит на ум фраза Рузвельта об Иосифе Сталине: «Мне нравится старина Джо». Употребляя более современную политическую лексику - нас «перезагрузили».