В российскую армию попадает все больше случайных людей

На модерации Отложенный

На следующей неделе завершается весенний призыв. Военные рапортуют, что рекордный план в 305 тыс. новобранцев выполнен более чем на 90%. Правозащитники утверждают, что это было сделано с помощью облав и благодаря призыву больных и имеющих отсрочки молодых людей. Как выяснили «НИ», однажды в армию призвали старшего лейтенанта милиции.

В Минобороны РФ сообщили, что в войска уже направлены 292 тыс. из требуемых 305 тыс. призывников. Нынешний весенний призыв, который завершается 15 июля, рекордный по численности. Прошлой осенью призвали 133 тыс. человек, прошлой весной - 219 тысяч. В Союзе комитетов солдатских матерей России (СКСМР) «НИ» рассказали, что рекордным был не только план, но и нарушения, которые начались еще в апреле. По словам ответственного секретаря СКСМР Валентины Мельниковой, в России вновь начались облавы на призывников, аналогичные тем, что были в начале 2000-х годов - в разгар второй чеченской войны. Парней задерживали на улицах, увозили в военкомат и в тот же день отправляли на службу. Председатель межрегиональной общественной организации помощи военнослужащим «Солдатские матери» Светлана Кузнецова подтвердила «НИ», что облавы проходили даже в общежитиях ведущих столичных вузов: МГУ, МГТУ имени Баумана, Государственном музыкальном училище имени Гнесиных, Российском университете нефти и газа.

Правозащитники утверждают, что только в Москве через облавы в армию попали более тысячи человек. В конце июня таким способом был призван студент исторического факультета МГУ Александр Южанинов. В 7.00 утра в его комнату в общежитии пришли милиционеры, отобрали у парня документы и мобильник и доставили в военкомат. Сейчас будущий историк осваивает профессию танкиста в городе Ковров Владимирской области. Михаил Ш. и вовсе попал в армию со службы - он был старшим лейтенантом милиции и работал участковым. «Начальству надо было освободить рабочее место, которое занимал мой сын. Думаю, именно они подали заявление в военкомат», - рассказала «НИ» мать Михаила. В один из июньских дней Михаила, по словам матери, подкараулили двое людей в штатском, скрутили и отвезли в военкомат. Сейчас мужчина «отдает долг родине».

В прошлые годы весенний призыв продолжался до 30 июня.

Теперь его продлили до 15 июля, чтобы забирать в армию выпускников вузов, где обучение также длится до 30 июня. По закону студенты считаются имеющими отсрочку до этой даты, и беспокоить с призывными мероприятиями их не имеют права. Однако сотрудники военкоматов повсеместно заставляют парней являться на медкомиссию до окончания учебы. А москвича Руслана Смирнова и вовсе хотели призвать со школьной скамьи. Парень получил повестку еще до сдачи выпускных экзаменов и до своего 18-летия. Сейчас дело Руслана рассматривает один из столичных райсудов - парень утверждает, что не годен к службе в армии из-за болезни позвоночника.

Нарушения в ходе медкомиссии составляют 80% жалоб, говорит «НИ» директор центра «Гражданин и армия» Сергей Кривенко. Романа Алехина хотели призвать, несмотря на врожденный порок сердца. Как выяснили родители, из военкоматского дела их сына все справки попросту исчезли. «Лишь благодаря помощи многих людей и нашей настойчивости сейчас все в порядке», - поделилась с «НИ» мать Романа. Другой призывник, Владимир А., сейчас оспаривает свою годность к службе в армии через суд. «Мне поставили категорию «Годен без ограничений». А как я могу быть годен, если у меня деформация шейного отдела позвоночника, плоскостопие второй степени и проблемы со слухом?» - недоумевает парень.

В пресс-службах Минобороны и Московского военного округа от комментариев «НИ» отказались. «Нарушений, связанных с болезнями и отсрочками, нет, потому что в призывной комиссии за всем следят гражданские - юрист, прокурор», - заявил «НИ» заместитель военного комиссара Преображенского района Москвы Сергей Бронников. По словам Валентины Мельниковой, присутствие гражданских лиц не помогает: в апреле из Брянска призвали парня, у которого в семье кроме него три инвалида - мать, брат и сестра, причем мать и брат - инвалиды «нерабочей» второй группы. Парень был единственным кормильцем семьи, и в прошлые призывы его не трогали. Теперь же все заботы легли на 15-летнюю сестру, тоже инвалида. «Мы обращались в военную прокуратуру и в правительство Брянской области. Ведь им даже дров некому наколоть», - говорит Мельникова.