ЕГЭ превращает Россию в страну третьего мира

На модерации Отложенный

Министр образования и науки Андрей Фурсенко доложил президенту Дмитрию Медведеву о результатах внедрения в отечественную систему образования единого государственного экзамена.

«В целом образовательная система с задачей справилась: более 900 тыс. ребят сдавали ЕГЭ, сдано более 3 млн экзаменов в 83 регионах страны и в российских школах при посольствах и консульствах в 52 странах», - отчитался Фурсенко. По словам министра, «везде экзамены прошли штатно и относительно ровно», а «2200 ребят получили высший балл - 100 баллов за ЕГЭ». В итоге, как считает Фурсенко, по результатам ЕГЭ «мы получили единую и объективную картину по всей стране и сможем сравнить уровень преподавания и подготовки в разных регионах; увидели, где есть слабые стороны, места, где надо прилагать больше усилий».

На этом отчет о достижениях был исчерпан, и дальнейший разговор зашел уже о проблемах, которые обнажило или непосредственно создало внедрение в нашу систему образования ЕГЭ.

Оказалось, что неожиданно много учеников вообще не смогли сдать обязательные госэкзамены (по русскому языку и математике). «К сожалению, почти 30 тыс. выпускников не сумели пройти этот барьер - завалили либо и русский язык, и математику, либо не сумели один из них пересдать», - признался Фурсенко. Напомним, что еще полмесяца назад, когда подводились предварительные итоги сдачи ЕГЭ, таковых набиралось 21-22 тыс. - т. е. 2,2% всех выпускников российских школ. А теперь, по данным Фурсенко, их оказалось почти на треть больше - и это притом, что проходной балл для получения положительной оценки был в этом году явно не на высоком уровне.

А ведь даже прежнюю цифру в 2,2% не сдавших ЕГЭ и оставшихся без аттестата о среднем образовании эксперты рассматривали как чрезмерно высокую. Как «серьезную социальную катастрофу», например, оценил ее президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. «Эти 22 тыс. молодых людей просто выбросили из жизни. Они потеряли всякие перспективы на будущее. Мальчики будут сейчас призваны в армию. После службы в армии они вообще уже не смогут сдать никакого ЕГЭ, поэтому они практически останутся на уровне неполного среднего образования, что лишит их всяких перспектив в жизни. Эта молодежь пополнит ряды криминальных структур, социально ущемленных людей. С каждым годом таких людей будет все больше и больше», - говорил эксперт в интервью «Русской линии». И вот таких «выброшенных из жизни» молодых людей теперь - после подведения окончательных итогов по сдаче ЕГЭ - оказалось уже почти 30 тыс.

В ходе дальнейшего разговора Дмитрий Медведев поинтересовался у Фурсенко, какое количество учеников не получало аттестаты раньше. «Существенно меньше», - ответил министр. Правда, он тут же попытался оправдаться, заявив, что раньше во многих школах действовал принцип, когда ученикам прибавляли один балл, и те вместо двойки получали удовлетворительную оценку. К тому же, по мнению Фурсенко, несдача ЕГЭ не является непоправимой трагедией. «Те, кто не получил аттестат в этом году, имеют возможность продолжить обучение в техникумах и учреждениях профтехобразования, а кроме того, имеют право пересдать ЕГЭ через год и получить аттестат», - пояснил Фурсенко. Но как это смогут сделать те парни, которые пойдут вскоре на год в армию, он не пояснил.

Процедура внедрения ЕГЭ выявила также аномально разные среди регионов результаты сдачи госэксзаменов. Фурсенко доложил президенту, что Минобрнауки намерено с этим разобраться. «Они вызывают у нас вопросы», - заявил Фурсенко. «Есть очень высокие результаты - в Калмыкии, в Мордовии, Карачаево-Черкесской Республике, в Воронеже; а есть регионы, где результаты - аномально низкие: Приморский край, Амурская область, Магаданская область», - добавил он. «Кроме того, в Чеченской Республике принимались беспрецедентные меры контроля за сдачей экзамена, и мы получили негативную, но достаточно объективную картину», - сообщил Фурсенко.



В заключение беседы Фурсенко отметил, что основным положительным моментом в ЕГЭ является то, что это - одновременно и выпускной, и вступительный экзамен. «Каждый из нас сдавал вступительные экзамены», - вспомнил Медведев. «И это была некая лотерея, когда даже очень хорошо подготовленные ребята не могли сдать экзамен из-за того, что волновались, по другим причинам, а в этой ситуации у них будет такая возможность», - подтвердил он. «Упрощая, мы двигаемся к ситуации, которая существует в развитых экономиках, образовательных системах: поступить в университет не так трудно, а учиться - гораздо трудней», - добавил президент.

Итак, власть подвела первые итоги внедрения в нашу систему образования ЕГЭ. Результаты, как видим, оказались противоречивы. Но, главное, за скобками разговора президента с министром осталась масса проблем, которые породил ЕГЭ. О них все последнее время буквально кричат эксперты.

Как отмечал, например, упомянутый выше Сергей Комков, «введение итоговой аттестации в тестовой форме означает, что с фундаментальной классической системой образования в России покончено. Это значит, что наши выпускники фактически превращаются в потребителей, получающих чек на дальнейшее существование в этом мире, и не более того».

По мнению Комкова, все попытки представить ЕГЭ как способ улучшения качества образования не выдерживают никакой критики. «Обязательных экзаменов, на это все обращают внимание, всего лишь два - русский язык и математика. Это говорит о том, что русскому человеку сегодня уготована доля, при которой он должен только уметь считать и писать, не более того. Он не должен размышлять, анализировать, работать мысленно. Прочитать, посчитать и подписать - ничего более! Фактически Россию превращают в страну третьего мира».

Рассуждая о последствиях такого подхода к образованию, Комков заметил: «Первое и главное заключается в том, что мы превратим российскую молодежь в людей, неспособных самостоятельно создавать интеллектуальный продукт. Как известно, именно такой принцип (подготовка квалифицированного потребителя) провозгласил г-н Фурсенко в прошлом году во время встречи на озере Селигер с «нашистами». Практически ЕГЭ и означает, что российская система образования переходит к этой цели. Для России это - национальная трагедия».

«ЕГЭ - это тестоподобная система, предполагающая формализацию материала. В лучшем случае благодаря ЕГЭ по истории можно проверить знание дат или каких-то фактов. Но понимание исторического процесса с помощью ЕГЭ не проверяется никак, так же, как не проверяется и понимание общественного процесса, который изучается в обществознании», - заявил в интервью порталу KM.RU заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию доктор философских наук, член-корреспондент РАО Олег Смолин.

«История, литература, обществознание, помимо учебных задач, выполняют в огромной мере задачи воспитательные. ЕГЭ с этими задачами практически несовместим, - отмечает Смолин. - Как вы будете проверять с помощью ЕГЭ мировоззренческие ориентации человека, его ценности, патриотизм? ЕГЭ имеет ярко выраженное антивоспитательное значение. Нас учили любить литературу, понимать литературных героев, анализировать ситуации, а ЕГЭ направлен на выявление тех художественных приемов, которые применяет тот или иной писатель или поэт в своем творчестве».

«Попытка превратить Россию в огромное «Поле чудес», - предостерегает Смолин, - где все будут угадывать одно из четырех слов, или один из четырех ответов на экзаменах, непременно сделает ее страной дураков».


ОПРОС: Нужно ли отменить ЕГЭ?