Кто и как подделывает знаменитостей в России
На модерации
Отложенный
Поддельные концерты в 90-е годы в России были поставлены на поток: ещё недавно выступления одной и той же популярной группы одновременно в разных городах были фактически в порядке вещей. Десятки «Ласковых маев», «Миражей», сотни менее известных коллективов бороздили просторы нашей Родины не хуже бойких «детей лейтенанта Шмидта». О некоторых из них продюсеры отлично знали: руководители групп сами отправляли дополнительные «трудовые бригады» с целью увеличения заработка. Другие являлись собственно подделками и лихо пользовались доверчивостью русского народа и неразвитостью местных средств связи. Казалось бы, с повсеместным утверждением Интернета, появлением всевозможных фан-сообществ должен быть поставлен надёжный заслон «музыкальному контрафакту». Но не тут-то было: нешуточные скандалы подобного рода происходят повсеместно. Как можно морочить людям голову со сцены в век современных технологий, выяснял корреспондент газеты «Наша Версия».
Недавно сразу в нескольких российских городах должны были состояться представления знаменитого мюзикла «Нотр-Дам де Пари» с участием поп-дивы Светланы Светиковой. Но оказалось, что, во-первых, права на мюзикл у российской стороны истекли, да и вообще, согласно первоначальным договорённостям постановка могла демонстрироваться только в столице и только на сцене Московского театра оперетты. Но всё это мелочи по сравнению с тем, что срок действия договора с французскими правообладателями истёк в 2004 году. Новое лицензионное соглашение на постановку мюзикла российская сторона заключать не стала.
Проблемы начались в Туле, где концерту так и не дали начаться, а артисты подписали предупреждение об уголовной ответственности. Но так как от гастролей труппа не отказалась, в Воронеже она была задержана правоохранительными органами. Как объяснила продюсер оригинальной русской версии мюзикла Катерина фон Гечмен-Вальдек, актёры прекрасно знали, что показывать спектакль нельзя, но всем объясняли, что якобы их менеджер договорился с французами.
«С пиратским «Нотр-Дамом» гастролировали две бригады артистов, – рассказала она. – Одной из них руководил Александр Маракулин, исполнитель роли Фролло в нашей постановке. В эту бригаду входили Света Светикова (Эсмеральда), Александр Постоленко (Гренгуар), Сергей Ли (Клопен), Андрей Белявский (Квазимодо). В афишах также упоминался Эд Шульжевский (Феб), но иногда под его именем выступал другой человек. Вторую бригаду возглавлял Владимир Дыбский, который играл у нас Гренгуара. С ним работали Теона Дольникова (Эсмеральда), Алексей Секирин (Феб), Игорь Балалаев (Фролло), Тимур Ведерников (Квазимодо). Жаль, что всенародная любовь зрителей к нашему мюзиклу так бессовестно эксплуатируется пиратами. Под названием «Нотр-Дам де Пари» и его «концертной» версией людям продают слепленный на скорую руку суррогатный продукт, условно напоминающий легендарную постановку. Причём билеты по всей стране продают за баснословные деньги – от 1000 до 3500 рублей!»
Светлана Светикова, исполнившая главную женскую партию в мюзикле, имеет, разумеется, совершенно иное мнение на сей счёт. «У нас была концертная версия мюзикла, – рассказала она. – В постановке использовались другие костюмы, хореография, декорации. Конечно, было много общего, но говорить о том, что мы просто украли мюзикл, нельзя». В итоге после длительных переговоров французские правообладатели мюзикла разрешили россиянам исполнять отрывки из мюзикла «Нотр-Дам де Пари» общей сложностью не больше 10 минут. Как объяснили артисты труппы, это лишь три самые известные композиции: Belle, ария Эсмеральды «Жить для любви одной» и «Пришла пора соборов кафедральных».
Впрочем, подобные договорённости «левых» гастролёров с владельцами прав – скорее исключение. Равно как и тот факт, что законные авторы узнали о выступлении заранее и сумели защитить свои интересы. Чаще дело происходит так, как несколько лет назад в Хабаровске, когда зрители обнаружили подделку… на сцене. В итоге концерт лжегруппы «Рефлекс» завершился массовыми беспорядками – все требовали вернуть деньги за билеты. Началась давка, и милиция была вынуждена применить слезоточивый газ. Публика забрасывала лжеартистов всем, что попадалось под руку, милиции пришлось взять их под свою охрану. В здании, где проходил концерт, были разбиты стёкла, сломана мебель. Но, что особенно характерно, «Рефлекс», появившийся в Хабаровске, к тому времени уже успел успешно выступить в других городах Дальнего Востока.
В этой связи совсем неудивительно, что до сих пор по России с успехом разъезжают поддельные зарубежные группы. Так, у нас постоянно гастролируют шесть составов Boney M, три состава Smokie, столько же Ottawan и Baccara. И многие-многие другие «звёзды» прошлых лет…
К примеру, лжегруппу Gipsy Кings в России уже обнаруживали дважды. В 2007 году в Уфе были проданы билеты на концерты группы Gibsy Kings, но тогда правда быстро вышла наружу благодаря допущенной орфографической ошибке (Gibsy вместо Gipsy). Как оказалось, в состав фальшивого коллектива входили итальянцы, а также два узбека. У себя на родине они играли в основном на свадьбах в ресторанах. Выступление псевдоколлектива удалось предотвратить, а обманутым фанатам вернуть деньги за билеты. А кто же всё-таки под видом «Цыганских королей» на День города выступал в Красноярске, до сих пор неизвестно. Менеджмент группы свою причастность к этому действу отверг сразу и решительно.
Впрочем, бывают и более забавные примеры. Так, в 2000 году от лжеколлектива оркестра Московской филармонии пострадали тысячи китайцев, которые выложили за билет на концерт в Гонконге свыше 30 долларов. Подделка вскрылась благодаря тому, что настоящий оркестр в это самое время гастролировал в Европе. Местным журналистам просто оставалось сверить даты выступлений в Гонконге и в Старом Свете. При этом кто именно трудился в Китае, как обычно, осталось загадкой. Дирижёр настоящих исполнителей Дмитрий Яблонский заявил, что выступавший в Сянгане оркестр мог состоять из безработных музыкантов. «Найдётся множество людей, готовых на это», – подчеркнул дирижёр. Впрочем, появлялись слухи, что в Гонконге работали не только безработные музыканты, но и несколько человек из настоящего коллектива, которых по тем или иным причинам не взяли в Европу.
Как обстояло дело в реальности, неизвестно до сих пор. «Да, я помню такие истории в начале 2000-х, – вспоминает художественный руководитель «Русского балета» Вячеслав Гордеев. – Эти труппы-клоны, прикрываясь известными марками, тиражировали плохой вкус. Например, существовало некое объединение с идентичным названием «Русский балет» (Москва), не имеющее ничего общего с моим театром. «Дублёры» разъезжали по городам и весям, а доверчивые зрители шли на выступления. К сожалению, с последствиями воровства мне приходилось сталкиваться на гастролях не раз. Теперь, чтобы защититься от подделок, в афишах «Русского балета» обязательно пишут: Театр под руководством Вячеслава Гордеева. Благо, что меня хорошо знают зарубежные продюсеры и вовремя предупреждают о «двойниках».
Одним из первых, кто использовал «дублёров» в своих интересах, был продюсер легендарной группы «Ласковый май» Андрей Разин. На её счету десятки тысяч концертов, до отказа набитые стадионы и миллионы поклонниц – именно с появлением этого коллектива в стране впервые заговорили о шоу-бизнесе.
Армией фанаток, сходивших с ума от беззаветной любви к юным исполнителям простеньких песен, собственно, и пользовался г-н Разин. Он создал сразу несколько коллективов, которые занимались «чёсом» по стране. «У меня их было 12, я этого не скрываю, – рассказывает Андрей. – Но неофициально их было больше. Тогда я пошёл в Министерство внутренних дел и попросил сделать так, чтобы, кроме моих 12, больше никто концертов не давал. В итоге тех самозванцев, которые выступали без нашей лицензии, стали просто арестовывать. На следующий день было задержано 47 коллективов! Что касается наших составов, то зрители чаще всего были в курсе, кто к ним приезжает. Но за всё это время не было сдано ни одного билета в кассу, а мы ведь продали 47 млн. билетов! И это при том, что никто из наших не знал ни одной ноты и никто не учился в музыкальной школе».
На вопрос, кем же были все эти мальчики – великой поп-группой или группой аферистов, – нам ответила исполнительный продюсер картины о «Ласковом мае» Татьяна Быковская: «Думаю, они были и тем и другим. Но в этом, возможно, и кроется причина их популярности. Понимаете, нам нужны такие Остапы Бендеры, нам нужен «МММ». Это наше, русское. И такая группа, как «Ласковый май», могла появиться только в России. Никто на Западе не додумался до того, чтобы размножить одну группу на 10–15 составов и гастролировать по разным городам одновременно. Аналогов этому нет! Люди могут по-разному относиться к этим махинациям. Но факт остаётся фактом: наверное, в стране нет человека, который не слышал бы о группе «Ласковый май». Так что своего они добились».
Чуть позже «Ласкового мая» в России появилась девичья команда, которая могла бы поспорить по популярности даже с питомцами Андрея Разина. Однако продюсеры группы «Мираж» пошли другим путём: сначала был записан альбом группы, песни на котором исполняли небесталанные Наталья Гулькина и Маргарита Суханкина. Но последняя в концертной жизни группы участвовать отказалась, поэтому продюсер пригласил на её место другую певицу – Светлану Разину. При этом голос Маргариты переписывать не стали, так как группа всё равно выступала под фонограмму.
Успех был так велик, что речь снова зашла о «двойниках». Для их комплектации привлекались самые разные девушки. Некоторые из них совершенно не умели петь, но встречались и приятные исключения – так, именно в качестве солисток-имитаторов в «Мираже» впервые проявили себя на сцене Наталья Ветлицкая и Ирина Салтыкова. Впрочем, какие бы солистки ни приглашались, фонограмма была одна на всех.
Продолжателем традиций «Миража» в 90-е годы стала группа «Стрелки», у которой даже официально было целых семь солисток. К тому же продюсеры, а «по совместительству» известные шоумены советских времён Игорь Силиверстов и Леонид Величковский набрали в коллектив очень похожих девушек. В итоге как-то в новогоднюю ночь «Стрелки» установили своеобразный рекорд, выступив в 20 (!) столичных ночных клубах одновременно.
Не случайно и то, что после выхода всего пары клипов группа отправилась покорять страну. Очень быстро стало понятно, что солисток группы гораздо больше, чем семь, так как коллектив умудрялся выступать в один день сразу в нескольких городах – в разных составах, но под общим названием. «Мы никого никогда не обманывали, – заводили старую песню продюсеры. – Все знали, что у «Стрелок» несколько составов. Просто концерты в основном проходят по уик-эндам, и бывают дни, когда нас рвут на части. Очень удобно иметь несколько составов – ковать железо, пока горячо. Ведь наш шоу-бизнес такой маленький. Если бы весь успех «Стрелок» за эти годы перенести, скажем, на Америку, то мы со всеми нашими девицами жили бы каждый на своей вилле на островах».
Справка
Сейчас среди продюсеров стало модно менять составы групп, причём делают они это на совершенно законных основаниях. Составы меняются столь часто, что зачастую зритель даже не успевает запомнить имена новых солистов, как уже на сцену выходят следующие участники. Группы «Лицей», «Блестящие», «Виа-Гра» – за чехардой солисток не всегда успеваешь следить, тем более что уходят они постоянно и по одной. Но самый громкий скандал разразился несколько лет назад, когда в группе «Премьер-министр» исполнительский состав поменялся полностью. Музыканты решили уйти от своего продюсера Евгения Фридлянда, который, собственно, и основал группу, придумав название и «по объявлению» набрав исполнителей. Через несколько лет те захотели заниматься своей карьерой самостоятельно, но при этом оставить название группы за собой. Продюсер, разумеется, не согласился с такой постановкой вопроса – в итоге стороны оказались в суде. Пока продолжались разбирательства, по стране колесили два «законных» коллектива под названием «Премьер-министр» – старый и новый, набранный Евгением Фридляндом. Но в результате первому согласно вердикту судей пришлось сменить своё название на «ПМ».
Комментарии