О курице, яйце и платёжеспособном спросе

На модерации Отложенный

Воскресенье. Тихо мирно сижу за столом, обедаю.

От нечего делать включаю телевизор, канал РБК, а там идёт повторение программы «В фокусе» от 1 июня 2009 года. Игорь Виттель беседует с директорами строительных фирм о перспективах строительной отрасли, о ценах на жильё, о том, когда же на рынке недвижимости появится платёжеспособный спрос. Середина беседы. Виттель задаёт вопрос:

- Откуда в стране возьмётся массовый платёжеспособный спрос на жилые помещения? Откуда в стране возьмётся массовый платёжеспособный спрос на нежилые помещения?

На что директор одной из строительных компаний отвечает:

- Только если будет подъём промышленности.

- Правильно! - говорит Виттель.

Идиллия полнейшая: все согласны, что сперва должен начаться подъём промышленности, а затем, вслед за этим подъёмом, должен появиться платёжеспособный спрос.

Но давайте немного порассуждаем. А для этого спросим самих себя: «А что в себя включает такое важное слово, как «Промышленность»? Является ли промышленным предприятием, например, металлургический комбинат? Арматурный завод? Мебельная фабрика?»

На первый взгляд, вопрос может показаться глупым: естественно, все названные предприятия являются промышленными объектами.

Тогда такой вопрос:

- Почему вполсилы работает, например, металлургический комбинат?

- Потому что часть продукции этого комбината получал арматурный завод. Но сейчас завод стоит.

- Почему?

- Потому что арматура шла в домостроительный комбинат, использовалась для производства строительных конструкций но сейчас ДСК - тоже стоит.

- А почему стоит домостроительный комбинат?

- Потому что строительные компании ничего не строят: зачем что-то строить, если не распродаётся то, что уже построено.

Заметили? Мы всего-то важное и ёмкое слово «Промышленность» представили в виде нескольких промышленных предприятий, и проследили одну маленькую цепочку связей между заводами и фабриками.

И после этого уверены, что сперва должна заработать промышленность, и как следствие этого появится платёжеспособный спрос? Другими словами, сперва должен заработать на полную мощность металлургический комбинат, для того, чтобы его продукцию (наконец-то) стал покупать арматурный завод? Уверены, что когда арматурный завод выпустит арматуры как можно больше, только после этого, его продукцию начнёт покупать ДСК? И когда ДСК сделает много-много бетонных плит, лишь после этого его продукцию начнут покупать строительные компании? И тогда (о чудо!) восстановится платёжеспособный спрос?

А не ждём ли мы, что рысью помчится телега, запряжённая впереди лошади?



Может всё как раз наоборот?

И может фабрики и заводы начнут работать именно в ответ на спрос? Есть спрос на строительные изделия - ДСК увеличивает мощности. Есть спрос на автомобили - автомобильный завод увеличивает выпуск продукции. Есть спрос на мебель - вот и мебельный завод заработал, а вслед за ним - заработали лесопилки.

Так?

Так да не так. Спрос - спросом, но для покупки чего-либо нужного, мало одного желания: нужны ещё и деньги. То есть, спрос должен не просто быть «спросом». Спрос должен быть «платёжеспособным», то есть, подкреплённым деньгами. На что человек купит квартиру, если стоит мебельная фабрика, где он работает? На какие деньги другой человек купит мебель, если стоит арматурный завод, где человек работает? Словом, для того, чтобы спрос стал платёжеспособным, нужно, чтобы заработало промышленное производство, и у людей появились деньги.

Ситуация напоминает вопрос про курицу и яйцо, когда не понятно, что появилось раньше: курица или яйцо. Вроде бы и промышленность начнёт работать лишь после того, как появится платёжеспособный спрос, но для того, чтобы спрос стал платёжеспособным, нужно, чтобы заработала промышленность.

Как разорвать «замкнутый круг»? Какие пути выхода?

На самом деле их несколько:

Происходит оживление мировой экономики. Продукция, которую производят российские промышленные предприятия, вдруг начинает пользоваться повышенным спросом на Западе. Её покупают, в страну поступают деньги, на эти деньги происходит промышленный подъём. (Все с тоской глядят на Запад в ожидании, что «Заграница нам поможет». «Ах где же добрый доктор, когда же он придёт»?)

При таком сценарии, надеяться, что мы наконец-то окажемся «впереди планеты всей» - не приходится: так и будем производить то, что нужно Западу, а Западу, как известно, нужны в основном, наши недра.

Другой путь, как мне кажется, является более простым и логичным. Нужно просто вспомнить о спросе внутри страны.

Скажите, если на среднестатистического россиянина приходится в два-три раза меньше квадратных метров жилья, чем на среднестатистического американца, кто больше в жилье нуждается?

Кто больше замотивирован купить автомобиль: тот, у кого это будет пятый автомобиль или тот, у кого это будет единственный автомобиль на семью?

Словом, спрос - есть. Осталось сделать его «платёжеспособным».

Как?

Через кредитование «конечного потребителя», через снижение ставок по кредитам!