Кому на самом деле нужны квоты на мигрантов?
На модерации
Отложенный
Рынок труда должен быть защищен, особенно во время кризиса. Но вопрос: как и от кого? Предполагается, что оградить его нужно от трудовых мигрантов, а заградительным барьером должны стать квоты. Именно о них ведутся споры, развита бурная законотворческая деятельность по оптимизации механизма квотирования, меняются правила определения потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот, сокращается количество приглашаемых иностранных работников.
Но на деле основная функция квотирования трудовых мигрантов в России - решать политические задачи, а не регулировать рынок иностранной рабочей силы. Народ хочет видеть, что власть предпринимает решительные шаги в борьбе с притоком гастарбайтеров. И он это видит - квоту на иностранных работников резко сокращают - на 2 миллиона. Хотя в предыдущем месяце те же люди ее утвердили в количестве около 4 миллионов, несмотря на протесты Общественной палаты. Сокращение квоты иностранной рабочей силы вдвое вроде бы должно повлечь уменьшение конкуренции на рынке труда между россиянами и гражданами других государств. Проблема лишь в том, что рынок иностранной рабочей силы квотами не регулируется. Это попросту невозможно по ряду причин.
Во-первых, доподлинно неизвестно сколько нужно иностранных работников в каждом из регионов и в стране в целом. В 2007-м году от заявленного числа - 6 миллионов было выбрано лишь треть. В следующем году заявили менее чем 1,2 миллиона. В результате квоты исчерпались за полгода, и их пришлось срочно увеличивать до 3,4 млн человек. В 2009-м году увеличили еще - почти до 4 млн. человек, но потом сократили сразу более чем вдвое. Метод понятен - \"научный тык\". Как способ регулирования динамичной системы он неэффективен.
Ситуация на рынке труда меняется очень быстро, в условиях кризиса почти ежедневно. Прогнозы экспертов непостоянны и единого мнения о тенденциях нет. Но по мысли разработчиков правил формирования квот работодатели свои потребности могут определить за год и до 1 мая должны предоставить заявку о потребности в иностранной рабочей силе. То есть любые изменения в бизнесе (расширение, сокращение, ликвидация), произошедшие после 1 мая, учитываться в следующем году не будут. В результате страна имеет механизм регулирования, который за счет затянутых сроков и усложненных процедур, реагирует на изменение ситуацию прошлого года, игнорирует проблемы сегодняшнего дня и плюет на день завтрашний.
Во-вторых, квотирование предполагает, что государство способно контролировать въезд и трудоустройство мигрантов и обеспечить выполнение принятого решения. Но это абсолютно не так, поскольку основная масса гастарбайтеров прибывает в Россию из стран с безвизовым режимом - то есть свободно. Следовательно, их перемещение без их согласия контролировать так же сложно, как и поездки россиян.
Регистрация и милицейские облавы проблемы нелегальной миграции не решали никогда. Любой работающий человек в состоянии откупиться от \"представителей закона\", чтоб не потерять работу и иметь возможность кормить семью.
В таких условиях квоты приводят лишь к росту нелегальной миграции. Имея возможность беспрепятственного въезда и устройства на работу через знакомых, гастарбайтеры существуют вне правового поля. К этой категории относится, большинство трудовых мигрантов в России - по самым мягким оценкам более 5 миллионов человек.
В-третьих, лишенные возможности оперативно подавать заявки на привлечение иностранных работников представители бизнеса, вынуждены нанимать нелегалов. Естественно, налоги с нелегальной рабочей силы не платятся, государство их попросту потеряет. Зато приобретет огромную армию людей, которым нечего терять кроме своих цепей.
Именно бесправие иностранных рабочих позволяет хозяевам предприятий нанимать их за крайне низкие зарплаты, не выплачивать заработную плату вовсе, использовать как рабов и в итоге выставлять на улицу. По этой причине иностранные работники пользуются спросом у работодателей, снижая уровень оплаты труда по целым отраслям. Социально защищенные гастарбайтеры, которым придется платить как россиянам бизнесу не нужны, тогда проще нанимать своих - меньше забот с жильем и документами.
Позиция профсоюзов, которые должны защищать человека труда, в отношении \"понаехавших\" работников мало чем отличается от позиции скинхедов. Собственного полноценного профсоюза нет даже у легальных трудовых мигрантов, за исключением только формирующегося и не заявившего о себе в полный голос \"Профсоюза трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, ЖКХ и смежных отраслях\", тем более у нелегалов, которые проживают в тюремных условиях. От облав правоохранительных органов хозяева чаще всего откупаются, и что там происходит на самом деле мало кому известно. По данным правозащитников именно в этих закрытых \"общежитиях\" работают с приезжими из азиатских республик проповедники радикального ислама - там они в полной безопасности, никто их милиции не сдаст.
Российские демографы и политологи неоднократно обращали внимание на многочисленные недостатки и полную бессмысленность системы квотирования. Управленцы от госструктур реагируют как обычно - собираются совершенствовать неработающий и излишний механизм. Понятно, что система квотирования рынок рабочей силы не защищает. Зато она создает \"теневой\" рынок продажи квот через различные посреднические организации. А это уже реальные доходы конкретных людей, которые просто так от своего бизнеса не откажутся.
Комментарии