Изобретения, которые мы потеряли

На модерации Отложенный

6 июня исполнилось 120 лет со дня рождения Игоря Сикорского, авиаконструктора, создавшего в России первый в мире многомоторный бомбардировщик, а в Америке - первый вертолёт

О том, как это было, рассказывает его сын Сергей Сикорский.

- Какие свои машины Игорь Иванович считал самыми важными?

- Однажды я задал ему этот вопрос, и он назвал три самолёта и вертолёт. Первым был «Русский витязь», первый в мире четырёхмоторный самолёт со взлётным весом порядка 4,5 тонны. Кабина вмещала до 12 пассажиров. Вторым отец назвал построенную уже в США небольшую амфибию S-38, рассчитанную на двух пилотов и восьмерых пассажиров. Именно с этой машины начался коммерческий успех нашей компании. Третьей машиной была гигантская летающая лодка S-42, проложившая регулярное воздушное сообщение через Тихий океан и Атлантику.

Четвёртой - вертолёт VS-300, первый построенный по схеме, впоследствии во всём мире названной классической. Сейчас 90% вертолётов имеют один несущий и один рулевой винт, но в 30-е годы ХХ века большинство инженеров считало, что эта схема никогда не будет работать. Отцу удалось доказать обратное - и с середины прошлого века на наших вертолётах летают все президенты США.

- Что заставило его эмигрировать из России?

- В марте 1918 г. отца предупредили, что он находится в ликвидационном списке «красного террора», свирепствовавшего тогда в Петрограде. Возможно, причиной стало достаточно близкое знакомство с императором Николаем II. Но непосредственно на отъезд повлияло убийство на улице красногвардейцами одного из офицеров первого в мире соединения тяжёлых бомбардировщиков, доброго друга отца.

Вся его вина состояла лишь в том, что с фронта он ехал в офицерской форме.

- На какие средства Игорь Сикорский основал свою первую авиастроительную фирму в США?

- У отца, а дело было в Чикаго, осталось всего 20 долларов. Надо сказать, вложил он их очень удачно - купил билет на концерт Сергея Рахманинова. После концерта отец зашёл к нему за кулисы, тот, увидев соотечественника, растрогался. Они выпили, разговорились... Рахманинов спросил, сколько отцу нужно на открытие своего дела. Отец сказал: 500 долларов. Рахманинов полез в карман, вытащил толстую пачку денег - гонорар за концерт - и протянул отцу. Там было 5 тысяч, большие по тем временам деньги...

Кстати, сам Сикорский большинство своих машин «учил летать» самостоятельно. В испытательные полёты он всегда надевал одну и ту же старую фетровую шляпу, которую считал счастливым амулетом, и говорил коллегам, что она прибавляет надёжности двигателю. Он, конечно, шутил, но многие верили.
Изобретения, которые мы потеряли

«Утечка мозгов» - за этими словами стоят реальные изобретения и научные достижения, которые могли бы родиться на российской земле. Впрочем, многие светлые умы не покинули родину, хотя, наверное, могли бы. Не будем забывать и о них. Так кто же уехал из России и кто остался?

\"\"