Уроки Ирана для России

На модерации Отложенный

То, что происходит в Иране, чрезвычайно интересно. Впервые за тридцать лет с 1979 года, когда был свергнут шейх Реза Пехлеви и воцарился исламистский режим, мы наблюдаем масштабные бунты и волнения. Уже десятки людей убиты. Митинги сторонников Мир-Хосейна Мусави подавляют, используя водометы и слезоточивый газ. В подавлении участвуют и милиция общественного порядка, и тайная полиция (\"Басидж\"), избивая демонстрантов дубинками.

В последние дни в центре волнений - Тегеране - были убиты минимум 19 человек, а по другим данным, даже 150. Полиция, по-видимому, и стреляет в демонстрантов, так как многие скончались от огнестрельных ранений. Я употребил это \"по-видимому\", так как иранская цензура запретила работу иностранных журналистов и вся информация о происходящем идет через Интернет в виде видеороликов. Столкновение с полицией происходит также в городах Шираз, Табриз, Ахваз и других.

Наиболее осведомленные о происходящем в Иране израильские спецслужбы считают, что происходящее в Иране является революцией. Бывший глава израильской военной разведки Моше Яалон добавляет, что израильской разведке известно, что 70 процентов населения страны недовольны режимом аятолл. Ко мнению израильтян стоит прислушаться.

Проиcшедшее в Тегеране на площади Революции в субботу 20 июня столкновение между демонстрантами во главе с Мир-Хосейном Мусави и полицейскими силами уже похоже на боестолкновение больше, чем на демонстрацию. Демонстранты скандируют: \"Смерть диктатору!\" По сообщениям блогеров из Тегерана, на площади Азади войска стреляют в демонстрантов. Мусави выступает на митингах в разных районах Тегерана. Он обратился к своим сторонникам с призывом начать всеобщую забастовку в случае его ареста. Он сказал, что готов принести себя в жертву общей свободе. Он совершил священное омовение, приготовился стать шахидом.

Власть же в лице аятоллы Хаменеи в пятницу предупредила оппозицию, что вся ответственность за возможные \"кровь и хаос\" будет возложена на них, если они не прекратят призывать своих сторонников к уличным протестам. Полиция пообещала рассматривать любые демонстрации как противозаконные и принимать против из участников жесткие и решительные меры.

Звучит как заявление ГУВД Москвы накануне каждого Марша несогласных - только у них ситуация в обществе накалилась добела. Тридцать лет напряжение росло, и теперь совершенно не важны, заметьте, ни идеологическая направленность иранского правящего режима, ни то, что обещает Мусави, - все это второстепенно. Сейчас весь конфликт вокруг результатов президентских выборов в Иране свелся только к двум позициям: за существующий режим и против существующего режима.

Точно так же непременно будет и у нас в России. Потому что я во все глаза гляжу видеоролики и ловлю все комментарии. Россия всегда соревновалась с Ираном и Турцией в жестокости по отношению к своим гражданам. Последние тридцать лет иранская исламская республика безусловно опережала Россию и в жесткости, и в жестокости. Существует и огромное различие между режимами в Иране и в России.

Иранский режим опирается на куда более прочный фундамент. Это и многочисленное иранское духовенство, и приверженцы традиционных ценностей в рамках исламского государства. Тогда как в России правящий режим чекистских подполковников имеет всего лишь хлипкий фундамент из чиновников и бизнесменов, зависящих от него, плюс не такое уже большое количество телеоглупленных масс. Поэтому в будущем России обязательно грозит подобное столкновение, но менее жесткое и кровавое.

Ничто не убережет Россию от повторения иранского сценария. Режим Ирана и авторитарный, и теократический; \"наш\", слава богу, не теократический, хотя бы в этом нам повезло. Однако отказ от диалога с оппозицией и нежелание уступить хотя бы часть власти - характерная черта обоих авторитарных режимов. Чем закончится конфликт \"за\" и \"против\", можно сказать уже сейчас: он закончится победой протестующих. Вопрос только в том, когда они победят: прямо сейчас или нужен будет второй вал демонстраций и волнений. Всегда побеждает более энергичная и современная из враждующих сторон.

Конечно, самого Мусави, доселе вполне умеренного политика, конфликт с властью уже изменил - он поневоле превратился в эти дни в радикала, поскольку его протестующие сторонники ведут себя как противники режима. Да и как иначе они могут вести себя в обстановке вполне уже горячей уличной гражданской войны? Ничего хорошего в уличных баталиях нет, убитых все больше, но вина за гражданскую войну ложится всецело на режим, сделавший диалог между лагерями невозможным.

Как и в своей предыдущей статье, но уже на иранском примере, хочу обратить внимание читателей на то, что все сценарии смены политического режима в несвободных государствах, в фальшивых демократиях, там, где невозможно сменить режим путем свободных выборов, обречены на идентичность. Результаты выборов (результаты подсчета голосов) не устраивают оппозицию, она, в свою очередь, призывает недовольных на улицы, где происходит противостояние. Это сценарий современной революции, единственный из возможных. Никакого другого не будет - по крайней мере еще будет пару десятилетий.

Наблюдая за происходящим в Иране, и российская власть, и российская оппозиция должны извлечь для себя наглядные уроки. Власть должна понять, что она еще более непрочная, чем иранская, и вовсе не так сильна, как ей грезится в ее кремлевских снах. Что цепная реакция бешенства храбрости в считанные дни овладевает доселе спокойными народами, и тогда только успевай убежать от них.

Оппозиция же должна уяснить для себя, что у воспламенившихся граждан в роковые дни не будет времени читать толстые талмуды проектов государственного переустройства, написанные оппозицией. Что революция граждан совершается по причине несправедливости власти по отношению к народу, и только поэтому. Момент высшей несправедливости: президентские выборы, если они оставляют невыносимый уже status quo. В России таким моментом станут президентские выборы 2012 года. Нужно это понять и готовиться к этим выборам. Только так.