Придут ли во власть нормальные люди?

На модерации Отложенный

Год наш институт изучал состояние политической системы России (если считать от появления методики до публичного обсуждения доклада в минувшую среду). Оказалось, что все, в общем-то, неплохо. Проблемы есть, но несложные, понятные. Да, по сути, проблема собственно системы вообще одна: все держится на одном человеке.

В данном случае я стараюсь упростить насколько можно. В докладе сложнее, учено и неоднозначно. Но здесь не доклад, а колонка.

Итак, все держится на одном человеке, Путине, которому стало, конечно, значительно легче, когда у него появился начальник и напарник в лице президента Медведева.

В полицейском боевике, наверное, было бы не так - там опытному старому копу-негру скорее подсунут в подчиненные неученого белого шустрого парнишку. Впрочем, я не знаток, наверное, есть и такой сюжет. Старый, но не очень, коп-негр («раб на галерах», можно сказать) вытребует себе старшим напарником молодого энергичного парня, юриста, но все равно это долго будут его, старика, улицы.

У нас, однако, счастливым обретением напарника и парой погонь история не кончается, поскольку речь не о нескольких улицах для патрулирования, а о целом полицейском участке (назовем так просто для аналогии страну). И вот уже, как не в героическом даже, а в супергероическом боевике, наши два героя одновременно и здесь, и там, еле поспевают с одного происшествия на другое, а машины остальных копов бестолково ездят, не забывая, однако, мигать мигалками. Но положение в городе тревожное, и пара разделилась, один мчится вскрывать накопившиеся проблемы, другой руководит сразу несколькими операциями, глядя в монитор компьютера. Но есть же полицейская академия! И скоро оттуда пришлют бравых, умных, современных полицейских, мужчин и женщин, и город заживет безмятежно...

Проблема, с которой столкнулись наша политическая система, - отсутствие «полицейской академии». Никак не заработают у нас институты, причитают политологи. Поскольку в политике все-таки действуют люди, ожидать, что институты заработают как-то сами по себе, все же не приходится. Быть уверенными (а некоторые хорошие политологи уверены), что Путин, себе на уме, все специально делает, чтобы институты не заработали, конечно, можно, но доказательств этому нет. А доказательство было бы простым. Увольнения людей, стоящих во главе прилично работающих институтов (есть же, наверное, несколько), и неназначения тех, на кого все общество показывает пальцами и говорит: «Вот они, лучше люди страны (области, города), а их никак не назначат на высокие, ответственные посты» или «Снимают с выборов людей, которым мы безоговорочно верим, не покупающих наши голоса, не занимающихся черным пиаром, не являющихся в недавнем прошлом бандитами, от младых ногтей и поныне безответственными балаболами».



Но таких доказательств целенаправленной деятельности Путина, или теперь тандема по обезглавливанию российских институтов, видеть не доводилось. Ни на кого не показывают пальцами, и ни о ком не жалеют. Вспоминают ЮКОС, но он был не лучше и хуже других, да в любом случае так и остался исключением.

Надо-то всего несколько десятков людей. Но у нас даже, кажется, нет такой породы. Или все-таки есть? Чтобы на портрет можно было смотреть без содрогания и уж тем более с симпатией. Чтобы не лезли в глаза тайные пороки. И не страшно было бы человеку, если кто-то хочет с ним откровенно поговорить о его прошлом. Он и вправду ничего не украл. Он смотрит на вас прямо и твердо, а не «скошенными от постоянного вранья глазами». По нему видно, что у него есть принципы. И что он не идиот. Наоборот, он умен. И нравственен (пусть хотя бы умеренно). И, кроме того, он способный руководитель. И можно предъявить список того, что именно он, этот человек, сделал (хорошего). Он политически вменяем и не говорит, что все пропало и что фашизм и сталинизм - бледные прообразы той системы, в которой мы ныне живем. Но он и не сервилен.

А вместо этих прекрасных лиц мы смотрим на жуткие разнесшиеся рожи, от которых уже мутит, рожи фельдфебелей или приказчиков - в начальниках, неких почти маньяков с комплексами несостоявшихся президентов - в оппозиционерах. Может быть, наилучшим образом работающий механизм из всех действующих в стране - это механизм отрицательной селекции? Интересно, кстати, куда деваются те, кого он отбраковал (то есть наша потенциальная меритократия). За границу? Все? (Во всяком случае, математиков и специалистов по реальным нанотехнологиям он действительно эффективно сепарировал и выкинул вон, оставив немного.)

Глядя на портреты сотен и тысяч людей - государственных деятелей, ученых, капиталистов, чьим радением простояла несколько последних своих десятилетий царская Россия, системно уже абсолютно никудышная, ясно понимаешь, на чем, точнее, на ком она держалась. Нынешняя же политическая система, формально вполне приличная, имеет минимальный запас прочности именно там, где эта прочность зависит от качества людей.

По тем или иным причинам сколько-нибудь демократическими путями страна изрыгала «наверх» такие кадры, что в демократии слишком многие разочаровались. «Полицейская академия», Царскосельский лицей, кадровый резерв, президентская тысяча... опять демократия, может быть? Или, может быть, Путин и Медведев должны на лето отбросить все и заняться поиском? Не знаю что, но что-то нужно, чтобы нашлись эти несколько десятков людей, лидеров и политической элиты страны.