Как \"родить\" себе большую пенсию в России?

На модерации Отложенный

Многие социальные катаклизмы (к которым, безусловно, относится и нынешний экономический кризис) невольно способствуют высвобождению и раскрытию творческого потенциала нации. В этом смысле приходится признать, что те управленческие решения, которые принимает в последнее время российское чиновничество, далеко не всегда соответствуют высоким стандартам инновационности и креативности. То есть, как показывает практика, даже кризис не способен победить традиционную косность мышления российской бюрократии. Это, в частности, проявляется в том, что одна, пусть даже вполне оправданная и адекватная, но частная мера начинает выдаваться последней чуть ли не в качестве главной панацеи для решения фундаментальных проблем общества. В качестве примера можно привести идею стимулирования рождаемости посредством предоставления многодетным семьям (с двумя и более детьми) так называемого «материнского капитала». В принципе, речь идет о вполне здравой идее, которая в свое время уже была реализована в целом ряде стран. Очевидно, что материальные проблемы российских семей способны самым существенным образом скорректировать их репродуктивные планы и привести к отказу от рождения второго, третьего и т. д. ребенка.

Однако, парадокс той схемы материнского капитала, которая сейчас реализуется в России, состоит в том, что она исходит, скорее, из соображений некоей абстрактной чиновничье-бюрократической целесообразности, нежели из реальных потребностей тех семей, которые принимают непростое (в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации) решение родить второго, третьего ребенка. Если бы государство имело возможность выделить на поддержку каждой такой семьи, скажем, несколько миллионов рублей, тогда в перечень расходных статей материнского капитала действительно имело бы смысл включить такие пункты как погашение ипотечных кредитов, траты на образование родителей, на формирование накопительной пенсии матери, приобретение земельных участков под строительство жилья, капитальный ремонт покупаемой квартиры и т. д. (некоторые из этих предложений уже получили законодательное оформление, а другие активно обсуждаются). Однако, как известно, размер материнского капитала в 2009 году даже после индексации составит только 313 тысяч рублей. В такой ситуации разрешение родителям приобрести на указанную сумму земельный участок сложно трактовать иначе как плохо скрываемое издевательство.

Особенно, если учитывать, что большинству многодетных семей не хватает денег даже на приобретение самых элементарных вещей, жизненно необходимых новорожденному малышу. Таких как продукты питания, средства личной гигиены и лекарства (не говоря уже кроватках, прогулочных колясках и других дорогостоящих детских товарах, без которых трудно обеспечить малышу достойное качество жизни). Причем, как это ни покажется странным нашим чиновникам и депутатам, потребность в пище и одежде у детей появляется не через три года после рождения (закон отрывает родителям доступ к большей части упомянутых целевых расходов лишь через три года после пополнения семейства), а в первые же дни.

В этом смысле последняя поправка, рассмотренная Госдумой по инициативе правительства, которая разрешает семьям в 2009 году расходовать часть средств материнского капитала по собственному усмотрению, казалось бы исправляет это «досадное упущение» первой версии закона о материнском капитале. Если бы не одно «но»: на эти цели можно будет потратить лишь 12 тысяч рублей из 313 тысяч. Наверное, тем, кто хотя бы раз заходил в детские магазины не стоит объяснять, что этой суммы хватит в лучшем случае только на приобретение более-менее приличной прогулочной коляски и кроватки для ребенка. А вот с удовлетворением других естественных потребностей малыша придется повременить. И поскольку для морально адекватных родителей это неприемлемо (да и закон тоже запрещает), то последним не остается другого выхода как… просто отказаться от идеи родить еще одного ребенка или отдать новорожденного в детский дом. Дело в том, что государство косвенным образом само, получается, поощряет такое аморальное (но при этом зачастую вынужденное) поведение родителей.

Чтобы не быть голословными приведем ряд конкретных цифр, суммировав все виды помощи, которую государство оказывает семьям, готовящимся к появлению на свет второго, третьего и т. д. ребенка. Итак, в качестве единовременной выплаты им предлагается 12 000 из суммы материнского капитала, плюс единовременное пособие по беременности и родам, максимальный размер которого в 2009 году составляет 25 390 рублей (рассчитывается исходя из средней заработной платы), а минимальный — 1519 рублей (для безработной). А ежемесячное пособие для одиноких матерей с детьми вообще составляет «стремящуюся к нулю величину» 280 рублей (опять же в среднем по России). При этом прожиточный минимум на человека трудоспобного возраста в среднем по уровню развития регионе составляет около 3500 тысяч (для детей около 3100 рублей). То есть как минимум на двоих (мать и ребенок) необходимо 6600 рублей в месяц. Причем в Москве этот показатель, естественно, подскакивает до 11 с лишним тысяч рублей в месяц.

Если ориентироваться на матерей-одиночек как на наиболее уязвимую в социальном отношении категорию населения, которая в условиях кризиса пострадала больше других, то получается, что они могут рассчитывать на единовременную помощь со стороны государства в размере примерно 13500 тысяч рублей (плюс 280 рублей в качестве госпособия ежемесячно) при прожиточном минимуме в 6600 рублей на двоих. И если первый месяц-два они еще как то смогут протянуть ….всего лишь 1800 рублей. Здесь следует иметь ввиду, что в первые годы для полноценного развития крохе просто необходимо присутствие мамы. А, значит, последняя просто не может в это время искать источник для заработка. Удивительно то, что по отношению к приемным семьям, которые забирают детей-отказников, государство проявляет гораздо большую щедрость. Например, в Самаре приемные родители получают единовременную выплату за оформление ребенка в семью — 8840 рублей. Ежемесячное пособие на ребенка — 4665 рублей; зарплату… — 2850 рублей, а если у ребенка есть психические и (или) физические недостатки в развитии, то зарплата — 4275 рублей, за ребенка-инвалида — 5700 рублей в месяц.

Как мы видим, государство оценивает труд матерей-одиночек по рождению и воспитанию детей в чуть ли не в три раза меньше, чем труд приемных родителей.

Получается, что государство поддерживает тех, кто усыновляет детей, а вот о проблемах традиционных семей в этот период почему-то забывает. Кстати говоря, такая модель может быть чревата большими проблемами в будущем — в связи с кризисом неплатежей по зарплатам за приемных детей некоторые семьи уже начали возвращать их в детдома (зачастую, предварительно решив с их помощью свои жилищные проблемы). Как рассказывают представители органов опеки и попечительства, такое абсурдное положение вещей приводит к совершенно диким случаям, когда матери-одиночки вынуждены отказываться от материнских прав, чтобы оформить своих младших детей в качестве приемных на своих же старших отпрысков, которые становятся их опекунами — только для того, чтобы получить таким извращенным способом право на более существенную госпомощь, которая не доступна им в качестве родителей.

Вообще, фетишизация возможностей материнского капитала со стороны политической элиты уже привела к тому, что он все больше превращается в «тришкин кафтан» государственной антикризисной стратегии в демографической сфере. Упертость чиновников, изобретающих все новые способов расходования (если не сказать разбазаривания) и без того, если разобраться, небольшого материнского капитала, просто поражает. При том, что есть предложения более гибких и эффективных способов решения демографической проблемы. Например, Фонд «Русские» недавно выступил с инициативой увязать поддержку многодетных семей с реформой системы пенсионного обеспечения. По этой схеме, родители в многодетных семьях смогут рассчитывать на то, что часть налогов, которые будет платить их ребенок, когда вырастет и начнет работать, будут уходить конкретно на прибавку к пенсии его родителей: то есть, чем больше будет детей у родителей, тем больше будет прибавка к их пенсии. 20% от подоходного налога второго по счету ребенка в семье (по достижении им трудоспособного состояния) отчисляются на накопительный пенсионный счет его родителей, из налога третьего ребенка в семье отчисляются на пенсию родителей отчисляются уже 50 процентов, из налогов четвертого — 70 процентов. То есть, молодые папы и мамы при таком законе будут заинтересованы в создании многодетной семьи, потому что, выйдя на пенсию, смогут получать хорошие деньги от своих детей. А государство таким образом создаст условия для решения сразу двух острейших (на деле взаимосвязанных) проблем — демографической и пенсионной.

Своим мнением по поводу эффективности материнского капитала как инструмента повышения рождаемости в эксклюзивном интервью KM.RU поделился генеральный директор Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, профессор Степан Сулакшин:

— Перед Россией со всей остротой стоит вопрос о преодолении демографического кризиса. Будет ли способствовать материнский капитал решению этой задачи в части повышения рождаемости? Это очень непростой вопрос. В Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования под руководством Владимира Якунина этот вопрос изучался самым фундаментальным образом. И если говорить обобщенно, то демографическая ситуация в стране зависит от четырех самых главных интегративных факторов. Так вот вопрос социально-экономических условий жизни населения (или проще говоря, уровня жизни) среди факторов, работающих на повышение рождаемости, является самым последним по значению с коэффициентом 0,46 (когда 0 означает отсутствие корреляции, а 1 это максимальная корреляция). К нему относится вопрос жилья, доходов на душу населения, потребляемой корзины питания, качества услуг здравоохранения и т. д. Обращает на себя внимание тот факт, что уровень жизни наших отцов был гораздо ниже, чем сегодня, а демографические показатели были гораздо выше. Третий фактор снизу (предпоследний) по значимости — это качество государственной политики в этой сфере.

Второй фактор касается того, что формирует уверенность в будущем и психологический комфорт. Это цивилизационная идентичность страны. Каждый согласится с тем, что если он вдруг завтра попадет в зарубежное государство, где все окружающие разговаривают на непонятном для него языке и где условия жизни, бытовые обстоятельства и отношения между людьми совершенно отличны от тех, к которым он привык у себя на Родине, то вряд ли ему тут же придет в голову идея жениться и рожать много детей. И наконец, самый главный по значению фактор (с коэффициентом 0,78) — это наличие смысла жизни. Причем, в прямой интерпретации. Это идейно-духовное состояние людей, которые либо понимают либо не понимают, зачем они живут и зачем живет их страна, куда она идет и что ее ожидает в ближнем и дальнем будущем, какие ценности она исповедует. Если все это есть, то есть и уверенность в будущем. А производной от этой уверенности является намерение продолжать себя в этом самом будущем через рождение детей. А психологический комфорт также непосредственным образом влияет на снижение смертности и продолжительность жизни. Ученые демографы знают, что на смертность влияет не сам уровень жизни, а социальное расслоение между высокодоходными и низкодоходными слоями населения. Это та самая несправедливость, которая в душе каждого человека создает гнев, протест и стресс. Именно это в наибольшей степени влияет на смертность.

Исходя из такого понимания иерархии факторов, я считаю, что эффективность и целесообразность материнского капитала в целом (особенно с учетом особенностей менталитета нашего общества) выглядит неоднозначно. Дело в том, что главные факторы, которые приводят к снижению рождаемости у нас не только не решаются, но и усугубляются. То же социальное расслоение, которое по-прежнему нарастает. Да и сам материальный уровень жизни населения в виде доходов населения в условиях кризиса неуклонно снижается. В общем, материнский капитал это достаточно неоднозначный инструмент для решения имеющихся проблем. Он не соответствует требованиям системности ответа на вызов демографического кризиса в нашей стране. Повторюсь, уровень материальной обеспеченности это всего лишь четвертый по значению фактор. А первые три как деградировали, так и продолжают деградировать. Что касается предложения Фонда «Русские» предоставлять налоговые вычеты при рождении детей, то оно вызывает у меня только положительное отношение. Хотя надо понимать, что это может быть лишь частью более широкого комплекса мер по преодолению демографического кризиса.