Как обстоят дела в современном российском искусстве

На модерации Отложенный

Произошло это 30 мая на открытом семинаре «Российское искусство в XX веке. Выбор между личностью и государством». Его организовали арт-группа «Квадрат», Областной молодежный центр при поддержке международного Молодежного Правозащитного Движения и кафедра культурологии факультета философии и психологии ВГУ, где, собственно, и прошло мероприятие. Организаторы семинара поставили перед собой следующие цели: обсудить творческое наследие официальных и неофициальных советских художников и проанализировать проблемы современного искусства.

Дмитрий Большаков (арт-группа «Квадрат»), организатор семинара:
Проблемы осмысления современного искусства имеют место даже в столице, что уж говорить о провинциальных городах, таких, как Воронеж. В нашем городе, когда зритель приходит на выставку, у него нет опоры, благодаря которой он смог бы правильно понимать современное искусство. Эту опору нужно искать в XX веке. Кроме того, о современном искусстве просто нужно говорить, организовывать лекции и семинары, подобные этому.

Говорить об искусстве приглашали всех, кому это может быть интересно: художников, журналистов, студентов и преподавателей художественных отделений и факультетов учебных заведений. В итоге набралось больше 80 человек, перед которыми выступили с докладами двое сотрудников Третьяковки и один самодеятельный художник.

Евгений Камбалин (воронежский художник) убеждал слушателей, что не только художник должен двигаться навстречу зрителю, но и наоборот - зритель также обязан сделать шаг навстречу художнику. Когда посетитель галереи жалуется, что современное искусство ему непонятно, значит, он не желает знать, какие процессы происходят сейчас в обществе, и оставляет в своей голове место для политической демагогии, рекламы, внушений торговцев и шарлатанов.

А современное искусство меж тем - это идея будущего. В основе его лежит свобода, поэтому именно современное искусство достойно занять свое место в душе и голове человека.

Елена Титаренко (искусствовед, журналист, сотрудник Третьяковской галереи) рассказывала об авангарде, причинах его зарождения, его развитии и уходе в подполье. «Авангард, остановленный на бегу», - так можно кратко проиллюстрировать ситуацию, когда в 1932-м году творчество авангарда накрыли колпаком «правильного» и «понятного» соцреализма. Десятки лет спустя авангард реабилитировали, но противостояние традиционного и нетрадиционного искусства осталось навсегда.

Кирилл Светляков (кандидат искусствоведения, заместитель заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи) опроверг мнение двух предыдущих ораторов. Во-первых, он сказал, что авангард умер сам, и что Сталин его не убивал. Во-вторых, высказывая несогласие с мнением художника Камбалина, заявил, что искусство всегда ангажировано, и нацелено на то, чтобы быть проданным на рынке. На место социалистической идеологии приходит идеология рынка и шоу-бизнеса, значит, свободное и несвободное искусство в XX веке - это миф, так как современное искусство по-прежнему несвободно.

Реплика от редакции:

Выдержать дискуссию строго в рамках названия семинара не удалось: разговор все время перескакивал с темы искусства XX века на нынешний, XXI век. Тем не менее, организаторы остались довольны. Они сказали, что мероприятие удалось, пообещали провести еще ряд лекций на тему современного искусства и пригласить на них кроме экспертов из Третьяковки сотрудников из других галерей Москвы и Петербурга, а также специалистов из столичных ВУЗов.