Бизнес-образование в России никому не нужно

На модерации Отложенный

Надежды владельцев российских бизнес-школ на то, что уволенные менеджеры побегут повышать свою квалификацию, как это происходит за границей, не оправдались. На Западе спрос на дипломы MBA вырос кое-где на треть, а в России сократился почти вполовину. А все потому, что красивые сертификаты у нас практически не помогают при трудоустройстве.

В обратном направлении

По оценкам исполнительного директора компании MBA Consult Виктории Пралич, в зарубежных бизнес-школах, особенно в американских, наблюдается рост числа вступительных заявок на 10-30%. В России обратный процесс: по данным управляющего директора компании KellyOCG Наталии Матусовой, у многих бизнес-школ недобор 30-50%. \"На Западе между рецессией и уровнем востребованности бизнес-образования существует обратная зависимость: в годы спада растет популярность бизнес-образования, и наоборот. Российские профессионалы пока ведут себя по-другому\",- размышляет Виктория Пралич. Нежелание наших уволенных менеджеров вкладывать отступные в повышение своей квалификации, как это делают их западные коллеги, имеет объяснение: в России в отличие от Запада работодатель не воспринимает сертификат MBA как главное преимущество соискателя.

И тех, кто убедился в этом на собственном опыте, все больше. Москвичка Антонина Чеботаева в марте этого года завершила двухгодичный курс MBA в одной из московских школ бизнеса, все это время работая руководителем отдела регионального развития в рекламной компании. А в апреле новоиспеченного магистра делового администрирования сократили. Уже два месяца Антонина не может найти работу с зарплатой сопоставимой с той, что была до получения корочки. В бизнес-школе обещали, что за выпускниками работодатели будут гоняться с фонарями, а вот теперь приходится самой просиживать целыми днями на сайтах с вакансиями и рассылать резюме. \"MBA никак не помогает,- вздыхает Чеботаева.- Обидно: потратила на обучение собственные деньги, более 300 тыс. руб. Лучше бы машину купила - сейчас, по крайней мере, была бы возможность \"бомбить\"\".

Кстати, степень MBA - не только российская, но и зарубежная - не гарантировала хорошего трудоустройства и раньше. Адриан Гарчук 14 месяцев (вплоть до декабря 2008 года) учился в Instituto de Empresa в Мадриде. Устроиться в Москве на достойную работу в компанию Cisco Systems ему удалось только недавно, спустя пять месяцев после завершения обучения. До этого предложения были, но неинтересные, и к тому же, замечает Адриан Гарчук, новоявленным магистрам перебегали дорогу безработные, закончившие свое обучение в бизнес-школах год-два назад.

За рубежом, как правило, выпускники со степенью MBA даже сейчас легко находят работу. Одессит Ярослав Бузько в мае 2009 года закончил двухгодичный курс обучения по программе MBA в американской Berkeley Haas School of Business и сразу же устроился в Сан-Франциско в компанию Deloitte Consulting.

\"Я решил учиться за границей, потому что бизнес-образование на постсоветском пространстве еще не готово соперничать с ведущими мировыми школами,- объясняет Бузько.- Было желание поработать за рубежом, а в этом плане западная МВА котируется неизмеримо выше\".

Бузько обеспечил свое обучение за счет кредита от американского Citibank по программе Student Loan. \"Программа эта закрылась с началом кризиса, сейчас взять кредит негражданину США почти невозможно\",- замечает Бузько. Впрочем, и он признает, что даже на Западе степень МВА перестала быть волшебной палочкой, как раньше, и это сейчас вопрос - есть ли смысл поступать в ведущие бизнес-школы. Именно выпускники МВА испытывают больше всего проблем с трудоустройством: на дорогостоящей рабочей силе сегодня экономят. С другой стороны, два года обучения наверняка позволят пересидеть кризис и выйти на рынок труда, когда он снова будет на подъеме.

Магистры не у дел

Ведущий аналитик исследовательского центра портала SuperJob.ru Валерия Чернецова относится к MBA скептически: \"На мой взгляд, в России степень MBA не дает никаких ощутимых преимуществ при трудоустройстве. Дело не в качестве образования, а в том, что на Западе МВА - это закономерная ступень развития карьеры, к которой люди приходят, уже получив нужный опыт и отработав на нижних позициях, а в России это только признак того, что у человека есть деньги (чаще всего заработанные мамой и папой), чтобы оплатить это образование\".

Если талантливый управленец в России получает достаточный опыт и возможность себя реализовать, то у него, считает эксперт, редко возникает желание получить еще одно доказательство своей успешности - диплом МВА: за спиной уже удачные проекты, доказывать никому ничего не надо. \"Если вчерашний студент, который не смог после окончания вуза устроиться хоть каким-нибудь директором и не захотел начать свою карьеру, например, с должности менеджера по работе с клиентами, получает степень МВА, вряд ли она ему поможет занять высокий пост\",- убеждена Чернецова.

По статистике портала SuperJob.ru, среди всех вакансий нет ни одной, где бы наличие степени MBA было обязательным требованием. В лучшем случае ее наличие может быть пожеланием. Обычная формулировка - \"высшее профильное образование, МВА приветствуется\".

Согласно результатам опроса, проведенного исследовательским центром портала SuperJob среди 500 представителей предприятий и организаций, отвечающих за работу с персоналом, \"реальный практический опыт работы, несомненно, важнее образования\". \"Такой точки зрения придерживаются 85% российских менеджеров по персоналу\",- отмечает Валерия Чернецова. На Западе к образованию относятся более внимательно, но там и на сами программы МВА, как и в dream company (\"компанию твоей мечты\") после окончания обучения, часто не попасть без опыта работы, отмечает Виктория Пралич.

По ее оценкам, цены на обучение за границей кардинально не изменились, но многие банки, с которыми у школ существуют кредитные программы, пересмотрели с конца 2008 года процентные ставки и периоды кредитования. Структура и содержание программ МВА не претерпели принципиальных изменений. \"Это, однако, компенсируется регулярными выступлениями профессоров и глав различных корпораций - Pfizer, Cadbury, Nokia, Forbes,- отмечает Пралич.- Большинство профессоров - действующие консультанты, поэтому специфика работы бизнеса в кризис тут же отражается на материале, преподаваемом в школе\". Более востребованными стали программы full-time, а спрос на программы executive МВА (краткосрочные программы по заказу в основном корпоративных клиентов) существенно сократился. При этом, кстати, русских кандидатов за границей меньше не стало.

Некоторые западные компании, например McKinsey, Johnson & Johnson, Motorola, оплачивают обучение своих сотрудников по программе MBA. На сайтах многих западных бизнес-школ есть специальные разделы Company Sponsorships (например, на сайте пенсильванской бизнес-школы Wharton). В российских корпорациях традиции дорогостоящего обучения персонала только-только появились и оказались очень хрупкими перед лицом кризиса. \"В нашей компании приветствуется получение MBA менеджерами верхнего звена в тех случаях, когда программа нужна для следующего качественного шага в карьере и если у менеджера есть готовность инвестировать в обучение собственное время и деньги, продолжая выполнять свои функции,- рассказывает директор по персоналу Альфа-банка Андрей Шибанов.- То есть возможны лишь модульные компактные программы с минимальным отрывом от работы\".

Должностей, на которых обязательно нужно иметь степень MBA, в Альфа-банке, как и в большинстве российских компаний, нет. При приеме на работу наличие MBA лишь приветствуется для некоторых менеджерских должностей. \"Роль MBA в России однозначно ниже, чем в США и Европе,- размышляет Шибанов.- В чем-то она была скомпрометирована не всегда качественными программами местного производства и завышенными требованиями выпускников западных бизнес-школ к работодателям\".

По словам менеджера по персоналу компании \"Ренессанс Капитал\" Виктории Черватюк, наличие MBA не является необходимым критерием для приема на работу, но тем не менее большинство менеджеров в компании имеют такой диплом.

\"На наш взгляд, диплом MBA лучше всего получать, проработав как минимум пять лет в одной области,- говорит Виктория Черватюк.- Если у двух претендентов на вакансию равноценный профессиональный опыт, то при всех прочих равных MBA - маленький плюс, но не определяющий фактор\".

По мнению Наталии Долженковой, коммерческого директора кадрового агентства Kelly Services, сейчас у отечественных бизнес-школ два сценария: либо уход с рынка, либо сильное уменьшение бизнеса. При этом сильные игроки, возможно, будут покупать слабых. С другой стороны, по данным Долженковой, несколько известных западных школ рассматривают возможность открытия филиалов в России в течение ближайшего года. \"Сейчас порог входа на рынок бизнес-образования низок,- отмечает Наталия Долженкова.- Кроме того, многие уезжают на год или на полгода учиться за рубеж. Мы не наблюдаем значительного сокращения спроса на бизнес-обучение за рубежом\".

В России в противоположность США особенно пострадали как раз долгосрочные программы. \"На них у людей не хватает средств,- считает Долженкова.- На два года никто не инвестирует. Упал спрос и на дорогие тренинги - впрочем, как и на любые дорогие продукты\".

Сама Наталия Долженкова не сомневается в важности MBA: \"Я выпускница Стокгольмской школы экономики в Санкт-Петербурге по программе MBA. Для меня это не просто корочка - это интересные практические знания, общение с преподавателями из скандинавских стран, хорошие контакты в бизнес-среде. Конечно, в России есть некоторое количество институтов, предлагающих некачественное образование. Наши бизнес-школы в целом уступают западным, но ведь у нас все только начинается. Я не склонна огульно критиковать MBA в России\".

При этом она отмечает разницу в отношении к MBA в России и на Западе. \"У нас это чаще всего личный выбор людей: они сами чувствуют, что им необходимы дополнительные знания, и идут их получать. На Западе часто бывает так, что наличие MBA - необходимая ступень в профессиональном развитии работника. В России же компании при приеме сотрудников часто бывают субъективны. В некоторых компаниях считают даже, что MBA - это минус, что такой человек подкован теоретически, но уступает в практическом смысле\".

Скромный корпоратив

Если разделить объем рынка бизнес-образования на численность населения, то, по данным \"РБК. Обзор рынков\", в США на человека приходится $230 в год, в Германии - $200. В России этот показатель чуть больше $1,5 в год. Аналитики РБК полагают, что серьезный рост рынка возможен только при развитии системы кредитования долгосрочного бизнес-образования.

На сокращение рынка бизнес-образования повлияло отчасти то, что затраты компаний на него были уменьшены с наступлением кризиса одними из первых. По данным агентства Kelly Services на март-апрель этого года, отмене либо частичному сокращению подверглось обучение сотрудников в 73,8% опрошенных компаний.

Игроки рынка не отрицают того, что многие компании отказываются от корпоративного обучения. В этих условиях приходится адаптировать программы к новым запросам рынка. \"Ситуация на рынке бизнес-образования сейчас сложнее, чем раньше,- говорит ректор Классической бизнес-школы Петр Калошин.- Общий спрос на обучение падает. Наша школа не составляет исключения. Думаю, что тем, кто модернизировал программы, ориентируясь на новые потребности, будет проще\". По словам Калошина, в сентябре 2008 года его школе удалось набрать самую большую в своей истории группу на MBA.

\"Сейчас люди по-другому настроены,- размышляет Петр Калошин.- У них более конкретные запросы: за разумные деньги получить то, что необходимо именно сейчас. И нам нужно по-другому работать с людьми. Уже недостаточно сказать, что у нас хорошие программы и мы работаем 20 лет. Нужно обсуждать с людьми, что конкретно им нужно, кем они хотели бы быть через два года\".

В Классической бизнес-школе в данный момент проходят обучение на MBA примерно 200 человек. \"К концу второго года обучения у нас половина учеников работает друг у друга\",- отмечает Петр Калошин. По его словам, половина тех, кто хочет получить MBA,- руководители, половина - средние управленцы, \"бойцы на линии продаж\": \"Всем им нужны реальные инструменты, которые можно использовать в данных экономических условиях. Программа MBA у нас сейчас включает в себя антикризисные мероприятия\". Стоимость обучения по программе MBA в Классической бизнес-школе чуть ниже среднерыночной - 270 тыс. руб. за два года. В Высшей школе менеджмента ГУ-ВШЭ за обучение возьмут примерно 800 тыс. руб., во Всероссийской академии внешней торговли - от 370 тыс. руб., а в московской школе управления \"Сколково\" - €50 тыс. Всего в России, по данным Российской ассоциации бизнес-образования, выпускниками MBA ежегодно становятся 6-7 тыс. человек.

Даже несмотря на снижение спроса, цены в российских бизнес-школах по-прежнему остаются довольно высокими и сопоставимы с мировыми. Так, MBA в школе Wharton Пенсильванского университета (США), занимающей первое место в мировом рейтинге бизнес-школ от Financial Times, стоит $80 тыс. (более 2,5 млн руб.), в Лондонской школе бизнеса (второе место в рейтинге) - £45,5 тыс. (более 2,2 млн руб.), в бизнес-школе Гарвардского университета (третье место) - $41,9 тыс. в год, в бизнес-школе колумбийского университета (США, четвертое место) - около $75 тыс. в год, в INSEAD (Франция, пятое место в рейтинге) - €51 тыс.

В России выраженный кризисный тренд - корпорации выискивают внутренние ресурсы для обучения сотрудников. В \"Ренессанс Капитале\", например, есть внутренний корпоративный онлайн-ресурс, где каждый сотрудник может пройти нужный ему курс, не вставая с рабочего места, например курсы по корпоративным финансам, по технике ведения переговоров. \"Однако если сотрудникам нужны специализированные сертификаты, необходимые для работы на фондовой бирже, мы отправляем их на обучение\",- оговаривается Виктория Черватюк. По словам Андрея Шибанова, программы корпоративного обучения в Альфа-банке \"были, есть и будут\", хотя и они сейчас попали под сокращение: \"Мы отказались от развивающего обучения, не дающего быстрого эффекта. Оставили все необходимое для поддержания текущей деятельности и развития с хорошим эффектом\". \"Внешние\" программы по корпоративному обучению, надеются менеджеры, удастся вернуть в стабильные времена.