Путин подрывает созданную для него систему

На модерации Отложенный

Такой грех, как отказ от модернизации, напрасно приписывается некоторыми экспертами власти. Например, \"вольные каменщики\" из Кремля не покладая рук трудятся над совершенствованием существующей политической системы. Об этом свидетельствует несколько знаковых событий, произошедших в мае. Очевидно, что система сооружается под \"клиента\", с учетом его вкусов и запросов. Эксперты полагают, что тон всему задает Путин. Тем не менее его майский вклад в укрепление вертикали власти может оказаться роковым.

Неконституционный суд

Главный элемент политической системы, выстраиваемой также при участии Дмитрия Медведева, - непогрешимость главы государства. В мае был утвержден новый порядок назначения главы Конституционного суда и его заместителей. Теперь председатель КС будет назначаться на должность Советом Федерации по представлению президента России. При этом срок его полномочий продлен с 3 до 6 лет. Ранее действовал другой порядок: председателя суда выбирали сами судьи. Тем самым обеспечивалась необходимая для работы максимальная независимость Конституционного суда от вертикали исполнительной власти. КС - это единственный орган государственной власти в России, имеющий легальное право критиковать президента: именно этот орган оценивает президентские указы на предмет их соответствия Конституции страны, а от профессиональных и личных качеств председателя суда во многом зависит дееспособность органа.

Нынешний председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин отнюдь не боялся пользоваться своим законным правом критики. В марте 1993 года на заседании Верховного Совета он придал гласности проект Указа Бориса Ельцина о роспуске парламента, назвав его неконституционным. Такие жесткие заявления Зорькин делал неоднократно. В частности, недавно на форуме высших судей России и Германии в Санкт-Петербурге он сказал, что в нашей стране \"народ по-прежнему является орудием, а не субъектом действия права\", так как парламент многие \"кардинальные законы\" принимает кулуарно, без согласования с народом. Председатель российского КС выразил обеспокоенность тем, чтобы в результате Конституция \"превращается в фикцию\".

Вероятно, что Валерий Зорькин имел в виду и последнюю инициативу президента, касающуюся непосредственно Конституционного суда, которая была принята Госдумой в недельный срок без широкого общественного обсуждения, невзирая на критику многочисленных экспертов. Например, доктор юридических наук, академик РАЕН Юрий Дмитриев назвал эту инициативу ударом по Конституции. По его мнению, Конституционный суд должен находиться в государственной структуре на особом положении. Известный адвокат Игорь Трунов назвал процедуру назначения председателя суда антидемократической нормой, поскольку подобная практика идет вразрез с принципом разделения властей, который является основополагающей базой демократической государственности. Кстати, отсутствие независимости суда экономисты относят к институциональному изъяну, который делает неэффективной экономику.

Не место для дискуссий

Другая важная деталь проектируемой Кремлем политической системы - это управляемый парламент. Собственно, уже сегодня он является таковым. Депутатское большинство, представляющее в Государственной думе партию власти, послушно голосует за все предложенные вертикалью законопроекты. Так как из четырех представленных в парламенте партий две непосредственно подчиняются Путину. В \"Единой России\" он является председателем, а \"Справедливую Россию\" возглавляет его верный друг Сергей Миронов. При этом \"эсеры\" находятся в оппозиции к единороссам, и между ними уже ведутся телевизионные дебаты. Так что КПРФ выглядит лишним колесом в телеге. Скорее всего, что дальнейшие шаги Кремля будут направлены на замещение КПРФ в Думе другими политическими организациями. Ведь придется в конце концов оправдывать \"белый\" дискурс, заданный Путиным.

Вероятно, в перспективе планируется оставить в Думе две крупные фракции, при этом несколько разнообразив ее политический спектр.

С этой целью Дмитрий Медведев в мае принял закон, согласно которому партии, набравшие на парламентских выборах от 5 до 7 процентов голосов избирателей, могут направить в Госдуму по одному своему представителю. В том же русле находится и проводимая Кремлем поддержка проектов политических партий, которые могли бы своим присутствием в Думе внести некоторое оживление. Одним из таких кремлевских проектов является партия \"Правое дело\", которая сейчас весьма активно раскручивается. От успешности ее продвижения будет зависеть, какой еще правый проект будет рассмотрен. Аналогичным образом Кремль действует и на левом фланге.

Так что когда в мае прошел учредительный съезд общественной организации \"Коммунисты России\", эта новая политическая структура своим неожиданным появлением привлекла всеобщее внимание. Создана она была на базе того, что осталось от Союза коммунистической молодежи после 2004 года, когда большинство комсомольцев во главе с Юрием Афониным перешли под эгиду КПРФ. Союз свою политическую деятельность практически свернул, хотя на руках у его председателя Константина Жукова остались документы об учреждении и официальной регистрации СКМ. Пассивность организации, возможно, связана с тем, что Жуков был приглашен тогда еще губернатором Камчатки Михаилом Машковцевым на должность генерального директора \"Камчатморфлота\", которую Жуков занимает до сих пор.

Ненастоящие коммунисты


В структуре \"Коммунистов России\" есть несколько активных региональных организаций, в том числе и \"Коммунисты Петербурга\". По словам члена политсовета нового коммунистического образования Андрея Карелина, организация в первую очередь нацелена на участие в региональных выборах, однако такая задача, как создание партии, возможно, тоже будет решена в перспективе.

Вообще идея создания \"взрослой\" коммунистической организации, как утверждает Карелин, давно витает в воздухе - дескать, людей коммунистических убеждений много, но нет знамени. КПРФ, как полностью оппортунистическая организация, по его словам, не в счет. Комсомольцы решили действовать самостоятельно после того, как их надежды на инициативу старших товарищей рухнули. Активизации в политике способствовал и экономический кризис, из-за которого у Константина Жукова практически встал вверенный ему флот.

Тем не менее многие коммунисты, в частности член политбюро ЦК Всероссийской коммунистической партии будущего Владимир Бурдюгов, назвали затею по созданию новой организации \"реакционной\". Так как создатели \"Коммунистов России\", по мнению Бурдюгова, руководствовались не идеологическими соображениями и намерением воссоздать коммунистическое движение России, а другими мотивами, связанными с удовлетворением личных амбиций. Он считает очевидным тот факт, что организация создавалась при помощи извне, и называет в качестве пособников ее возникновения лидера ВКПБ Александра Куваева, занимающего в настоящее время должность в аппарате \"Справедливой России\". По мнению Владимира Бурдюгова, за созданием новой коммунистической организации стоят интересы \"эсеров\".

Подобную точку зрения высказал и первый зампред ЦК КПРФ Иван Мельников. Он выразил уверенность в том, что \"Коммунисты России\" станут конкурентами КПРФ. Но при этом Мельников усомнился, что нити данного \"партстроительства\" тянутся прямо к администрации президента, так как \"эти действия кардинально противоречат всем тем установкам по устойчивому и цивилизованному партийному строительству, которые в той или иной форме декларируются Дмитрием Медведевым\". Полагая, что Медведев определяет политику Кремля, Иван Мельников выдавал желаемое за действительное. Усомниться в таком положение дел заставляет и тот факт, что слова президента часто расходятся с делом, в том числе и по отношению к оппозиции. Несмотря на то, что Медеведев с пониманием к ней относиться, провокации против \"несогласных\" продолжаются.

Некоррупционный скандал

Нетерпимость к внесистемной оппозиции также является одним из определяющих элементов политической системы. В мае \"кремлевские каменщики\", чтобы умерить амбиции оппозиционеров, выпустили доклад \"Коррупция и внесистемная оппозиция\", распространенный Фондом исследования проблем демократии. Его авторы: президент Фонда Максим Григорьев, шеф-редактор портала Кремль.Орг Павел Данилин и депутат Госдумы от \"Единой России\" Александр Хинштейн. В докладе говорится о связи внесистемной оппозиции с международными финансово-промышленными группами, иностранными спецслужбами и зарубежными фондами. Он представляет собой набор выдержек из старых газетных текстов, а также анонимных интервью политических активистов различных организаций, которые якобы говорят о фактах финансирования оппозиции со стороны либеральных политиков и беглых олигархов. Все это называется коррупцией.

Левый фронт и \"Солидарность\", упомянутые в докладе, уже заявили о намерении подать в суд на его авторов, недобросовестность которых заключается в том, что в качестве \"доказательства\" своей правоты они ссылаются на слова неизвестных людей. В свое время Геннадий Зюганов выиграл суд у Бориса Кагарлицкого, издавшего доклад о коррупции в КПРФ. По решению суда автору пришлось извиниться перед коммунистами, но этот факт не так широко освещался в прессе, как сам доклад. Представители Левого фронта и \"Солидарности\" уверены, что заказчики нового доклада, устроившие ему шумную презентацию, рассчитывают на такой же пиар-эффект.

Доклад как некий экспертный \"документ\" в дальнейшем будет использоваться для дискредитации оппозиции при каждом удобном случае.

Также необходимо отметить, что в упомянутом докладе дано расшительное толкование понятия \"коррупция\". В обосновании использования данного толкования приводится ссылка на определение, данное международной организации Transparency International. По словам

директора российского отделения Transparency International Елены Панфиловой, в докладе имеет место некорректное цитирование. Панфилова назвала доклад непрофессиональным и оценила его как неуклюжую попытку переложить с больной головы на здоровую. Собственно, коррупция - это преступление, связанное со злоупотреблением именно государственными служащими своим положением. Данная деталь и придает коррупционным явлениям системность и наносит колоссальный ущерб обществу. Расширительное толкование, когда коррупционерами объявляются и слесарь, берущий на лапу, и общественный деятель, получивший помощь для осуществления своей деятельности, выгодно исключительно власти.

Кремль достиг высочайшего мастерства в области политтехнологий, но посещение Путиным Донского монастыря и возложение цветов на могилы Деникина, Каппеля, Шмелева, Ильина и Солженицына похоже на просчет. Поклонение ярому националисту, крайне правому философу Ивану Ильину, которого многие либералы считают мракобесным, не могло не вызвать недоумение у путинского окружения. Команда, доставшаяся Путину в наследство от Ельцина, состоит в основном из классических либералов. Консерватизм и национализм - это идеология силового крыла, и не факт, что она имеет широкую народную поддержку, впрочем, как неолиберализм, представителями которого являются Чубайс, Кудрин и Шувалов. Возможно, что народ заблуждался относительно истинных идеологических взглядов и симпатий Путина. В кризис идеология может оказаться сильнее экономических интересов, единая система управления Кремля рассыпется на глазах, а все усилия \"каменщиков\" окажутся напрасны.