Неужели так трудно стать вежливыми?

На модерации Отложенный

Чего это каждому российскому человеку хочется доказать, что он \"не тварь дрожащая, а право имеет\"? Как со времен Достоевского (а может, и раньше) повелось - так до сих пор и длится... Я, разумеется, не про политику-экономику-профсоюзы-кризис и прочее возвышенное. Я про низменное как раз. Про быт. Про такую нашу бытовую-бытовую жизнь.

\"А ты, собственно, кто такой?\" - это не вопрос, это ответ. Не, ну, правда, когда незнакомый человек задает вам такой вопрос, он на самом деле отвечает собственным неясным, но печальным размышлениям: \"Я круче\".

Зачем эстрадный певец требует лимузин к трапу, 25 белых роз и 18 полотенец в номер? Он что, каждую часть своего эстрадного тела отдельным полотенцем вытирает, что ли? Нет. Он так самому себе доказывает, что он - звезда. Другие-то могут засомневаться, а он должен быть в этом уверен. Напористое желание возбуждать уважение к себе любыми способами - признак неуверенности в себе, то есть закомплексованности.

Несколько лет назад, когда \"Ночной полет\" еще выходил на телеэкраны, ко мне на эфир пришел великий английский писатель, актер, философ сэр Питер Устинов. Его привезли на \"Жигулях\". Вынимая свое огромное тело из машины, сэр Устинов виновато улыбался. А выйдя, сказал: \"Надо же, какой интересный автомобиль\". Он не думал о том, как он выглядит, - он пытался сгладить неловкость.

Вот все кричат вокруг: водители, мол, невежливы друг с другом! И с пешеходами! Нынче, ежели не пропустил человека на \"зебре\", - тысяча рублей с тебя. Уверенность в том, что вежливость можно купить за деньги, конечно, похвальна, но все-таки до конца не убедительна. Вежливый - тот, кто имеет в виду другого. А у нас это вот самое умение иметь в виду другого человека чудится признаком слабости. Нам все кажется почему-то, что сильный - это тот, кто на других плюет, а не тот, кто уступает дорогу.

Тому причин множество. Но я опять же - про бытовые. Про тот бытовой мир, внутри которого мы живем.

Вот выходит человек из квартиры, садится в лифт. Там плакат: \"За порчу лифта - штраф!\". Едва из квартиры вышел, на тебя тут же какие-то высшие - я бы даже сказал очень высшие - силы начинают орать. Нет бы вежливо попросить: \"Не портите, пожалуйста, лифт\"... Потом он выходит на улицу, где на него орут со всех сторон: \"По газонам не ходить!\", \"Машину у подъезда не парковать!\", \"С собаками не гулять!\" Потом человек идет, например, узнать, сколько ему платить за газ.

Приходит - на двери плакат кричащий: \"Без расчетных книжек в комнату не входить!\". Человек - в ДЭЗ по каким-то своим делам, где и упирается в дверь с надписью: \"Вход в верхней одежде запрещен!\".

Уставший человек жаждет культуры - идет, положим, в музей. Ну уж там-то очень высшие силы будут с ним вежливо разговаривать? А там на него с каждого стенда орут: \"Экспонаты руками не трогать!\". Практически обливаясь слезами, он направляется в театр - как в последний оплот культуры. Театр, как известно, начинается с вешалки, с которой уже раздается крик: \"За утерю номерка - штраф!\". Тогда он направляется в зал, на двери которого ор: \"Съемка категорически запрещена!\". И вот после всего этого человек садится в машину и думает: \"Ладно, сегодня со всех стен на меня орали, так я сейчас докажу: вошь ли я дрожащая или право имею\". И - по газам.

И останавливает человека работник ГИБДД. А работник ГИБДД живет в том же самом мире, где на бытовом уровне вежливость не приветствуется. И тоже хочет доказать себе, что он - звезда автострады. А поскольку 18 полотенец и 25 роз ему никто не даст, он отыграется на водителе: покажет, кто тут главный и кто право имеет.

А потом человек приходит домой. А там - жена. И человек орет с порога, казалось бы, ни с того ни с сего: \"Где мои тапочки?!\" А жена тоже пришла из того мира, где с каждой стены кто-нибудь орет. И она тоже хочет доказать, что право имеет. И у нее есть сын. А сын тоже... И у него есть кошка. А мышей всех вывели, и кошке отыграться не на ком, поэтому она писает на диван и убегает, непонятая всеми.

Преувеличение - метафора - гипербола? В какой-то мере - да. В небольшой такой мере. Потому что ведь кто-то - на бытовом уровне - должен начать разговаривать вежливо? Вы представляете себе наши города, где на всех стенах, во всех учреждениях висят не требования, а просьбы? Где с нами разговаривают вежливым и, не побоюсь этого слова, интеллигентным языком? Нет, конечно, эстрадные звезды от этого свои требования не снизят, но мы-то все - а нас пока вопреки всем \"Фабрикам\" все-таки больше, чем эстрадных звезд - мы-то, может, как-то поспокойнее станем, повежливее.

Неужели так трудно перестать орать? Или так и будет всегда: мир, где мы живем, и мир, где Питер Устинов жил, - две такие разные вселенные?