Вертикаль власти теряет устойчивость?

На модерации Отложенный На этой неделе основную почву для политических слухов вновь предоставляли российские регионы. Так, в Туве конфликт местных элит, в который активно вмешиваются разнообразные московские группировки, вновь не позволил, уже в третий раз, переутвердить сенатором от республики Людмилу Нарусову, вдову бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. В МВД и Следственном комитете при прокуратуре обсуждали чудесное избавление от уголовного дела и ареста губернатора одной из центральных областей страны, а в Иркутске готовились к приему нового главы региона. И все эти происшествия, что немаловажно, подтверждают предположения некоторых аналитиков, заявляющих о начинающемся кризисе управляемости построенной в последние годы властной вертикали.

Эпопея с переназначением Людмилы Нарусовой представителем в Совете Федерации от Великого Хурала Тувы (республиканского законодательного собрания) получила ожидаемое продолжение в минувшую среду. Напомним, что ранее голосование по кандидатуре вдовы Анатолия Собчака в тувинском парламенте должно было пройти уже дважды. В первый раз итоги волеизъявления депутатов были отменены из-за недействительности бюллетеней – на них не хватало одной из двух необходимых печатей. Во второй раз – перенесено. В третий раз оно вновь не состоялось – было переназначено на другую дату.

Причем произошло это уже после того, как внутриэлитный конфликт в самой Туве был, фактически, завершен. К тому моменту президент Тувы Шолбан Кара-Оолу добился отставки своего давнего противника спикера Хурала Василия Оюна, который, отметим, на заре своей парламентской карьеры был лидером республиканского отделения «Российской партии Жизни», а позднее – «Справедливой России».

Известно, что Оюн, с одной стороны, пользовался поддержкой лидера эсеров Сергея Миронова и оказывал помощь «его» кандидату в сенаторы – Людмиле Нарусовой, а с другой, – через спикера Совета Федерации и сенатора от Тувы лоббировал свои интересы в Москве и Санкт-Петербурге.

«Есть некие параллельные процессы, которые пересекаются и дают кумулятивный эффект», — объясняет происходящее в Туве политолог Александр Кынев. «Здесь многолетний конфликт в самом регионе между местными кланами и борьба между ними ведут к тому, что по некоторым вопросам, имеющим федеральное значение, решения не принимаются просто потому, что парализован сам процесс согласования решений, — полагает эксперт. — Это сложная игра, когда местная элита пытается использовать федеральную элиту, а федеральная, используя сложную ситуацию в регионе, — поставить подножку своим московским оппонентам».

«Когда мы говорим, что это могут быть сложные интриги, мы подразумеваем, что это может быть, в том числе, связано и с желанием части чиновников из «Единой России» поставить подножку Миронову и его людям в регионах», — считает Кынев, отмечая, в частности, что Нарусова в свое время баллотировалась по спискам «Справедливой России».

Следует отметить, что на этой же неделе источник «Росбалта» в Госдуме сообщил, что ходят слухи о скорой отставке Сергея Миронова с поста спикера Совета Федерации. Его кандидатуру, якобы, намереваются предложить на пост губернатора Санкт-Петербурга, который в ближайшее время все же освободит Валентина Матвиенко. Она, в свою очередь, сменит на посту посла России на Украине Виктора Черномырдина, который, как уже ранее сообщал «Росбалт», по слухам, испытывает серьезные проблемы со здоровьем.

Таким образом, даже не начиная проверять правдивость слухов о пакетном характере предстоящей отставки, можно согласиться с предположением о том, что проблемы Людмилы Нарусовой, помимо внутритувинских политических баталий, непосредственно связаны с ослаблением позиций ее «покровителя» в Совете Федерации Сергея Миронова. Даже если лидер «Справедливой России» и не готовится покинуть верхнюю палату парламента, его политический вес в последнее время явно снижается.

Что же касается Нарусовой, то непонятно только, почему в этой ситуации она, являясь вдовой Анатолия Собчака и, следовательно, имея возможность прямого доступа к Владимиру Путину и Дмитрию Медведеву, не обратилась еще непосредственно к ним за помощью. Разве что она просто утратила по каким-либо причинам это право прямого доступа «к телу»? Если нет, то такая несогласованность работы чиновничьего аппарата, когда во вполне ранее лояльной Туве вопреки позиции Кремля и Белого дома «прокатывают» столичную креатуру, явно свидетельствует о разбалансированности системы госуправления, произошедшей в последние месяцы.

Этот процесс прогнозировали, в том числе в связи с экономическим кризисом, многие эксперты. Но так много подтверждений того, что этот процесс действительно начался, появилось лишь сейчас. Речь идет не только о проблемах, с которыми столкнулась Людмилы Нарусова. Есть, в частности, еще один, гораздо более показательный пример, связанный с губернатором одной из областей центральной России. Новость о несостоявшейся операции по его задержанию уже больше недели обсуждают в кулуарах российских правоохранительных ведомств, хотя фамилию и регион, по понятным причинам, журналистам называть не рекомендуют.

Итак, главу региона заподозрили в сомнительных сделках более чем с 3 тыс. гектаров земли. В Москве уже были приготовлены автобусы со спецназом, оперативниками и представителями следственных органов для проведения обысков, но буквально за несколько часов до выезда в регион мероприятие отменили. Состоится ли оно когда-нибудь, собеседники «Росбалта» пока сказать затрудняются.

Пожалуй, еще никогда в курилках и кабинетах силовых ведомств так много не обсуждали операцию, которая не состоялась. Эта тема стала настоящим «хитом» в среде представителей правоохранительных органов, и ее детали можно услышать от людей, занимающих самые разные должности. Суть истории, по словам источников «Росбалта», такова: еще в конце прошлого года оперативникам поступила информация, что глава одного из центральных регионов России может быть причастен к сомнительным операциям с землей.


Как отмечает собеседник агентства, эти сведения в «органах» начали активно проверять и выяснили следующие факты. На территории региона был участок в 3 тыс. га земли. Земля являлась государственной, а вот расположенное на ней полуразвалившееся здание принадлежало одному обанкротившемуся предприятию. В результате постройку приобрела частная фирма, учредителями которой, как потом выяснилось, вроде бы являются супруга и дочь главы региона. После этого в местной администрации подписали документы о том, что вместе со зданием в собственность коммерческой структуры переходит и 3 тыс. га земли, до сей поры принадлежавшей государству. Обошелся такой участок фирме родственников губернатора всего в 15 тыс. рублей.

По словам собеседника «Росбалта», еще в этом регионе был фруктовый сад, занимающий площадь 66 га. Земля тоже являлась государственной, но потом волевым решением обладминистрации была продана по оценочной стоимости БТИ другой фирме, также учрежденной родственниками губернатора. А вскоре предприниматели реализовали сад с аукциона уже по его рыночной цене.

Оперативники долгое время опрашивали в доследственном порядке чиновников администрации, принимавших решения, связанные с землей, и все они в один голос говорили, что все делали по распоряжению главы региона. Источник утверждает, будто и документы, подтверждающие участие губернатора в сделках, были собраны. В результате оперативники определили для себя круг главных подозреваемых: сам губернатор, его советник, имеющий «корочку» адвоката, несколько чиновников обладминистрации и два депутата местного законодательного собрания. По замыслу проверяющих, в отношении всех этих людей необходимо было возбудить дело, а самих их задержать.

Впрочем, следователи такую инициативу восприняли без энтузиазма. В одном следственном органе дело возбуждать не стали, сославшись на то, что речь идет о спецсубъектах, в другом — приняли материалы только по сделкам с фруктовым садом. Более того, этот следственный орган определил так называемый «день Х». В этот самый день утром должны были возбудить уголовное дело, а одновременно с этим в регион из Москвы планировался выезд автобусов с представителями оперативно-следственной группы. Ее участники собирались провести обыски и задержать подозреваемых. Подготовка к мероприятию началась еще ночью. К рассвету в столице в ожидании «отмашки» от следственного органа сидели несколько десятков оперативников, бойцов спецназа и даже люди с видеокамерами. Съемки операции планировалось показать по центральным телеканалам как наглядный пример объявленной президентом борьбы с коррупцией. Прождав так несколько часов, предполагаемые участники операции получили от следственного органа команду «отбой».

Один из руководителей следственного органа сообщил оперативникам, что за ночь ситуация поменялась – собранные документы вдруг сочли не такими уж убедительными, а дело, если и будет возбуждено, то только на сотрудников администрации. Впрочем, позже выяснилось, что и этого не произошло – материалы по фруктовому саду были отправлены в следственный орган того самого региона, где трудится губернатор, и там их положили в «долгий ящик».

С особенным удовольствием в курилках силовых ведомств смакуют подробности того, что же произошло за ночь, после которой операция была отменена. Собеседники «Росбалта» утверждают, что из региона приехали несколько человек, доверху нагруженные деньгами. А уехали эти люди уже налегке.

Впрочем, пока точку в этой истории ставить рано. Сейчас материалы о сделке с 3 тыс. га земли находятся в третьем следственном органе. И его руководители размышляют, заводить им дело на губернатора или нет.

А вот на погибшего 10 мая губернатора Иркутской области Игоря Есиповского, хотя его вертолет, по данным некоторых СМИ, и разбился во время браконьерской охоты, дел явно никто заводить не станет. О мертвых, как известно, предпочитают либо хорошо говорить, либо помалкивать.

Поэтому в регионе больше обсуждают кандидатуру его преемника, уже внесенную президентом Дмитрием Медведевым на утверждение областного парламента. Несмотря на то, что в списке соискателей губернаторского кресла, который в Москву отослал президентский полпред в округе Анатолий Квашнин, значились его собственный заместитель Олег Бударгин и временно исполняющий обязанности главы области Сергей Сокол, высокий пост достанется сенатору от этого региона Дмитрию Мезенцеву.

Это крайне интересное со всех точек зрения назначение. Во-первых, губернаторство предлагается вице-спикеру Совета Федерации, который прочно сидел в своем кресле и вряд ли очень рад был променять спокойную работу в Москве на руководство отнюдь не самым успешным российским регионом. Это только лишний раз подтверждает, что за влияние на Совет Федерации и за право заменить его руководителей идет подковерная борьба.

Во-вторых, Дмитрия Мезенцева нельзя назвать «крепким хозяйственником» — у него нет опыта практической работы в структурах исполнительной власти. Как верно отметил сам Сергей Миронов, комментируя новое назначение, за плечами у нового иркутского губернатора «опыт, приобретенный Дмитрием Мезенцевым в высшем органе законодательной власти, и предыдущий опыт работы в мэрии Санкт-Петербурга и в Государственном комитете по печати». От себя добавим, что в свое время Мезенцев был фактически пресс-секретарем Анатолия Собчака. То есть занимался публичной политической деятельностью, но никак не вопросами административного управления или, тем более, экономическими проблемами. Так что назначение его на пост губернатора выглядит несколько странным, и логика его явно не исчерпывается желанием Кремля найти «эффективного управленца».