Водка довела \"Веду\" до банкротства

На модерации Отложенный

Арбитражный суд Мордовии признал второго по величине производителя водки в России - ООО «Веда» банкротом и ввел процедуру наблюдения. Долг компании достиг одного млрд рублей, а зарплату работникам она не платит с января.

Как следует из материалов дела, один из крупнейших алкогольных производителей накопил долгов по кредитам на 522,9 млн рублей, перед поставщиками - 290,6 млн и недоплатил налогов и сборов на 187,2 млн рублей.

Напомним, дочерняя дистрибуторская компания «Веды» - петербуржская «Веда-Маркет» - в конце февраля также подала заявление о банкротстве, а производственное подразделение такое заявление отправило еще в ноябре 2008 года. Среди его кредиторов - Сбербанк и банк «Возрождение», требующие с ООО и ЗАО «Веда» в общей сложности 151,35 млн рублей и обращении взыскания на предмет залога, и Номос-банк. Еще более 200 млн ЗАО «Веда» должно МО Кингисеппский район Ленинградской области, выигравшему в суде дело о признании незаконными дотаций, субсидий и субвенций, полученных «Ведой» в 1999-2002 годах.

Кроме того, ООО «Веда-Маркет» задолжало 57 работникам зарплату за январь и февраль 2009 года в размере более 6,9 млн рублей.

По данным «Бизнес аналитики», в первой половине 2008 года «Веда» с долей рынка 7,5 процента в натуральном выражении была вторым в России производителем водки после «Русского алкоголя». Основные бренды «Веды» - «Русский размер», «Вальс Бостон», «Веда», «Матрица», «Хлебная дорога» и другие.

«Сейчас основные бренды «Веды» по договору используются другими игроками рынка», - напоминает BFM.ru директор российского Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФФРА) Вадим Дробиз. «Петербуржская «Ладога» получила «Золотую решку», «Серебряную решку», «Дикого гуся» и Bootlegger Russian, калужский завод «Кристалл» - основной премиальный бренд «Веда», «Водочная артель Ять» налаживает выпуск «Русского размера», «Вальса Бостон» и «Хлебной дороги». «Так что основные бренды «Веды» останутся на рынке, только объемы их производства будут в десятки раз ниже, и существенного влияния на рынок они оказывать не будут», - добавляет Дробиз.

«На алкогольном рынке в целом сейчас очень мало позитива, - говорит BFM.ru директор по связям с общественностью холдинга «Русский алкоголь» (бренды «Зеленая марка», «Журавли», «Маруся» и др.) Александр Коровка.

- В отношении своей компании мы смотрим в будущее с оптимизмом, у нас сильные марки, два зарубежных инвестора. Однако у других игроков рынка нет такой поддержки, и кредитные ресурсы исчерпаны».

В начале мая этого года Сбербанку уже удалось отсудить за долги заложенное имущество и производственное оборудование Южной винно-коньячной компании (входит в «Алкогольные заводы «Гросс») и добиться взыскания с компаний этой группы 190 млн рублей через ульяновский арбитраж.

Компания «Русский стандарт Водка» Рустама Тарико также испытывает трудности: в начале мая иск о его банкротстве в Арбитражный суд Санкт-Петербурга подал «Ливиз» из-за долга в 30 млн рублей за поставки. Сам «Ливиз», один из крупнейших ликеро-водочных заводов Санкт-Петербурга, в марте 2008 года подал заявление о признании себя банкротом.

Отрасль активно пользовалась кредитными ресурсами, - говорит Коровка. - Это было необходимо для пополнения оборотных средств, иначе было бы тяжело работать на федеральные поставки и тем более на экспорт». Кроме этого, негативом для отрасли является и активное наращивание доли нелегального алкоголя. «Объемы такой продукции растут месяц от месяца, в таких условиях для легального производителя работать очень проблематично», - отмечает он.

По данным Росстата, за 2008 год в России было произведено около 121 дал продукции, а продано 177 млн. За первые 4 месяца 2009 года производство водки и ликероводочных изделий упало на 19,2 процента до 30,1 млн дал. В апреле объем производства водки сократился в годовом исчислении на 22,2 процента, по сравнению с мартом - на 4,2 процента. «При таком положении дел нелегальное производство алкоголя выросло сразу на 30 процентов», - говорит Дробиз.

«В итоге консолидация алкогольной отрасли, о которой говорили последние два года, сейчас только усилится, и происходить это будет на уровне региональных игроков рынка, - считает Коровка. - Ряд регионов с начала кризиса начали закрываться для федеральных производителей. Такое происходило и раньше, но сейчас дело приняло серьезные масштабы. Таких регионов более 20. Этими мерами местные администрации пытаются поддерживать региональную экономику, хотя это противоречит законодательству».