Два сюжета медведевской реформы

На модерации Отложенный

Последние полгода внутриполитическая повестка во многом определялась политической реформой, инициированной Дмитрием Медведевым, и процессом ее прохождения через парламент. Естественно, наибольшее число комментариев вызвала правка Конституции, в частности, увеличение сроков полномочий президента и Думы. Это действительно были наиболее важные новации в медведевском пакете.

Соответственно, в дальнейшем повестка станет складываться, в том числе из сюжетов, заданных реформой. Остановлюсь на двух из них, на мой взгляд, наиболее важных.

Первый - применение нового порядка представления губернаторских кандидатур. Как прекрасно известно, воспользоваться им пока может только "Единая Россия", в последние шесть лет побеждавшая практически на всех парламентских выборах. И она уже вовсю готовится. Из закона следует, что представлять кандидатуры должен коллегиальный постоянно действующий руководящий орган партии, а значит, Президиум Генерального совета (ПГС). С другой стороны, у "единороссов" давно заведено, что кадровые решения предварительно обсуждает Бюро Высшего совета (БВС), формально не входящее в число руководящих органов. Следовательно, и кандидатуры глав оно должно бы обсуждать. Однако поскольку партийных съездов в последнее время не проводилось, то не было возможности дополнить перечень полномочий БВС соответствующим пунктом. В законодательные нормы БВС вообще никак не вписать. Выход нашли в создании рабочей группы (статус таких групп устав не регулирует), в которую вошли председатель Высшего совета Борис Грызлов, секретарь ПГС Вячеслав Володин, руководитель Центрального исполкома партии Андрей Воробьев и начальник Управления внутренней политики президента Олег Говорун (последнего включили в состав Высшего совета на X съезде партии в ноябре прошлого года). Эта группа будет готовить предложения, которые затем отправятся на рассмотрение ПГС.

Новый порядок вступит в силу только 1 июля. Скорее всего, по старому порядку до этого дня будет отобран и назначен только один губернатор - иркутский. Вряд ли с заменой погибшему Игорю Есиповскому будут тянуть так долго. А после 1 июля истекают сроки полномочий у Олега Богомолова (Курганская область), Александра Жилкина (Астраханская область), Александра Карлина (Алтайский край), Николая Максюты (Волгоградская область), Леонида Маркелова (Марий Эл), Эдуарда Росселя (Свердловская область) и др. Кстати, Богомолов, Жилкин, Максюта и Маркелов - последние "всенародно избранные" главы. У большинства названных полномочия прекращаются в декабре, а это означает, что решения нужно будет начинать готовить в августе - сентябре (отсчет по закону начинается с отметки 100 дней до прекращения полномочий главы).

Нельзя исключать и "внеплановых" замен - в связи с досрочными отставками губернаторов или их назначениями на новые должности (как недавно было с хабаровским главой Виктором Ишаевым). Прогнозировать конкретные кадровые предложения и тем более номинации - дело крайне неблагодарное. Те, кто за такое берутся, тем более регулярно, либо излишне самонадеянны, либо пытаются как-то повлиять на те или иные номинации-назначения. Каждый случай довольно индивидуален и в нем всегда хватает переменных, о которых практически ни один внешний эксперт знать не может. Здесь допустимо высказать только общие соображения. Не следует ждать ни обязательного продления полномочий "старых" губернаторов, ни полного кадрового обновления. И, безусловно, будет задействован кадровый резерв Медведева.

Второй - будущее малых партий. Те из них, кто сможет набрать на следующих выборах от пяти до шести процентов голосов, получат один мандат, те, кто сможет набрать от шести до семи, получат два мандата. Но это норма, а как с практикой?

Из семи действующих партий к малым относятся "Патриоты России", "Правое дело" и "Яблоко". Относительно последней прогноз на будущее скорее негативный, пока все идет к тому, что она не пройдет даже в следующую Мосгордуму. О каких федеральных победах тут можно мечтать? Что до "Патриотов России" и "Правого дела", то пока их перспективы многим кажутся неоднозначными, но вовсе списывать их нельзя. Думается, что за остающиеся до фактического начала избирательной кампании полтора года они вполне могут набрать необходимую форму. Другое дело, что для этого "патриотам" нужно бы кардинально "ребрендироваться", отстроившись в первую очередь от "Справедливой России" (мини-двойником которой они сейчас являются). А "правым" - "добрендироваться" и, главное, найти сильного лидера. Современный избиратель голосует не за программы, а за лица.

Но главное не это. Преференции малым партиям определенно должны стимулировать создания новых партий. Инициатива Михаила Горбачева, конечно, анекдотична, но кто сказал, что не захотят подтянуться люди посерьезнее? Есть несколько незанятых (освобожденных) электоральных ниш, в которых можно пробовать поработать: правая (не либеральная, а именно правая, настоящая правая, консервативная и патриотическая), экологическая, "потребительская" ("партия потребителей") и т. д. Вопрос здесь только в том, насколько власть будет расположена приветствовать и поощрять этот процесс. Еще полгода назад она руководствовалась установкой на оптимизацию партийной системы. Но установка же может измениться.


ОПРОС: Оцените первый год президентства Медведева