Православный копирайт: как зарабатывают на вечном

На модерации Отложенный

В одном немецком рекламном ролике презервативов католическим священникам предлагали высказаться в их поддержку за деньги. Стойкие в вере пасторы отказывались, и затем звучал слоган: «Церковь не продается, а презервативы можно купить, слава Богу».

Вполне верное противостояние разврата и стойкой морали, если вдуматься. Стоило бы заучить этот слоган многим российским архитекторам брендов, пытающихся «продать» церковные символы в комплекте с товарами зачастую далеко не религиозного характера.

Ежегодно 9 мая, наряду с взаимными поздравлениями и славословием в адрес народа-победителя мы наблюдаем то один, то другой «ляп» передовиков рекламной и брендовой промышленности. То в Калининграде откроют модный отель, названный для местного колорита «Рейх-штрассе», то модный пейнтбольный клуб рекламирует себя известным каждому жителю России плакатом «Родина - мать зовёт!».

Что и говорить о путанице в рекламных листовках всех - от продавцов горячительного, до провинциальных депутатов - желающих поздравить ветеранов с праздником. На старой фотографии Т-34 так легко спутать с каким-нибудь «Тигром». Впрочем, если подумать чуть дольше, эти конфузные ситуации, лишь демонстрируют желание использовать для увеличения своего капитала, финансового или политического, патриотические чувства приверженцев гражданской религии Победы.

Мы с вами привыкли к тому, что «успешные бизнесмены» в рекламе пьют определенный сорт чая, «привлекательные девушки» - используют только «крылатые» прокладки, а сильная и независимая молодежь пьет брендовые газированные напитки. Теперь же нас хотят убедить в том, что патриот, который «помнит и гордится», должен посещать только один пейнтбольный клуб. Между тем, законодательство о рекламе накладывает на такие обещания роста патриотизма после потребления продукта или пользования услугой ограничение. Точно так же, как невозможно превратиться в двухметрового монстра неимоверной силы, съев шоколадный батончик, так и от посещения перестрелки краской гордость за подвиг дедов не увеличивается автоматически.

Но спрос на «раскрученный бренд» Великой Победы рождает креативные предложения определенного рода. И говорит это лишь об одном - россияне хотят быть патриотами, но не знают, как добиться роста этого чувства любви к своей Родине. Вот и покупают «Фронтовые стограмм», закусывая их «победной» колбасой, не понимая, что подобный симбиоз потребительства и патриотизма попросту невозможен. Более того, рекламных дел мастера, желающие паразитировать на исторической памяти народа, все чаще оскорбляют его чувства своими выдумками.

Впрочем, только ли образы и символы Великой Победы страдают от безудержного креатива? Обратимся к тем, кто верует в победу жизни над смертью - к христианам. Именно их чувства оскорбляют «рекламщики» столь же часто. Первое, что вспоминается в этой связи, - один немецкий рекламный ролик презервативов, в котором католическим священникам предлагали высказаться в их поддержку за деньги. Стойкие в вере пасторы отказывались, и затем звучал слоган: «Церковь не продается, а презервативы можно купить, слава Богу». Вполне верное противостояние разврата и стойкой морали, если вдуматься. Стоило бы заучить этот слоган многим российским архитекторам брендов, пытающихся «продать» церковные символы в комплекте с товарами зачастую далеко не религиозного характера.



Приходится признать, что описанное в антиутопии «451 градус по Френгейту» использование религиозной символики в рекламе товаров, «без которых не может обойтись настоящий христианин», давно стало реальностью. Необходимые правила закреплены в российском и международном праве, но их мало кто соблюдает, а многие христиане, в свою очередь, «стесняются» обратить внимание властей на происходящее. Стоит ли «подставлять другую щеку» рекламщикам - вопрос, конечно, дискуссионный, но общие правила работы с символами такого рода стоит выработать.

Стоит вспомнить, например, о существовании такого документа, как Международный кодекс рекламы. Многие его нормы прекрасно подходят к ситуациям, когда кто-то хочет использовать религиозную тематику в продвижении своей продукции или услуги. Так, согласно Кодексу, рекламная продукция не должна противоречить моральным нормам общества или спекулировать на некомпетентности потребители и предрассудках, которые ему свойственны. Следовательно, например, минеральная вода «Святой источник» должна быть действительно освящена и не должна использоваться, например, для приготовления коктейлей в стрип-баре.

Куда стоит отправить в этой связи разнообразную рекламу «феншуистых» сувениров, также совершенно понятно. Ведь надежда на анонсированные рекламой магические свойства пластиковых лягушек можно отнести и к поощрению неосторожности, риска и халатности, что также запрещает рекламщикам Кодекс.

Важным шагом на пути к примирению производителей рекламы и сувениров, разработчиков торговых брендов и тех, чьи чувства они порой оскорбляют, был сделан в Великом Новгороде в преддверии 1150-летнего юбилея города. Действительно, готовя праздник в одной из столиц Православия, не обойтись без использования христианской символики. Вот, в ходе проектного семинара, который организовали новгородские власти, и были выработаны несколько правил.

Группа православных художников и дизайнеров «Паломник», созданная в Великом Новгороде по благословению архиепископа Новгородского и Старорусского Льва, предложила наложить запрет на нанесение православной символики: «священных для Православной Церкви изображений», на упаковки и предметы одноразового использования, чтобы избежать их осквернения. Кроме того, предлагается снабжать предметы с изображениями такой символики предупреждающими о недопустимости их осквернения надписями.

Впрочем, о производстве туалетной бумаги с символом 1150-летия Великого Новгорода, частью которого является и православный крест, и государственный флаг России, речи к счастью не идет.

Разумеется, можно было бы пойти дальше в размышлениях по поводу «православного копирайта» на кресты, иконы и купола. И ограничить использования христианской символики церковной утварью и предметами культа. Так бы, без сомнения и поступил каждый «миссиофоб», не приемлющий никакой катехизации граждан, в том числе и через образ.

А ведь в размышлениях об использовании тех или иных символов, имеющих отношение к религии, церковной или гражданской, стоит исходить именно из миссионерских позиций. Важно, чтобы форма соответствовала содержанию и символика, связанная с Именем Божиим, равно как и с Великой Победой, использовалась для поддержки и продвижения, пусть и коммерческих, но, тем не менее, достойных товаров и услуг.