Реформа профосоюзов в РФ оказалась безнадежной затеей
На модерации
Отложенный
В Кремле отказались, наконец, от нелепой идеи создать боевитые, но послушные профсоюзы. Хотя именно сейчас у государства был шанс переложить часть ответственности на рабочее движение.
Только что уволенный куратор профсоюзов, замначальника управления президента по внутренней политике Владимир Севриков, пал жертвой утопического плана. Точнее, двух. Первый был – порушить монополию ФНПР, переключив недовольных работников на организацию более молодую, но, как и советские профсоюзы, созданную сверху. Второй – омолодить саму ФНПР. Провалились оба.
В итоге политика в этом вопросе свелась к тому, чтобы ничего не менять, а, как и раньше, в ручном режиме гасить эмоциональные всплески недовольных трудящихся.
КРАТКИЙ КУРС ИСТОРИИ
О том, что профсоюзов в России нет, а то, что так называется – всего лишь перегной советской номенклатуры, администрации президента по ее же просьбе доложили еще два с лишним года назад. В объемной бумаге под названием \"Нужны ли профсоюзы современной России\", которая имеется в распоряжении Slon.ru, управлению внутренней политики объяснили, чем российские профсоюзы всегда отличались от западных и как должны действовать организации работников, чтобы приносить пользу и обществу, и власти.
В историческом экскурсе авторы доклада доказывают, что западные профсоюзы – результат творчества масс, а российские, возникшие в начале прошлого века, – результат творчества тайной полиции. Поэтому западные профсоюзы умеют шантажировать (а это главный навык рабочей организации), заниматься политикой и участвовать в управлении экономикой. А российские с самого своего рождения умели только \"разводить\" работников и тянуть деньги из государства. Чем и занимаются до сих пор.
Вывод доклада: если России нужна рыночная экономика, ей понадобятся профсоюзы западного типа, которые взяли бы на себя часть социальных функций государства. То есть они должны доставлять неудобства работодателям, с одной стороны, и помогать модернизировать человеческие ресурсы – с другой.
ГДЕ-ТО ТУТ БЫЛА БУМАЖКА
Всерьез заняться профсоюзами в Кремле решили только в августе прошлого года, когда стало понятно, что кризис Россию не минует. К тому времени самая многочисленная (формально) организация ФНПР представляла собой малоподвижную и абсолютно безобидную организацию. Собственно, она была такой всегда – с момента создания советских профсоюзов, по выражению Сталина, \"приводного ремня\" коммунистической партии. Вот и в 1999 г. профсоюзные начальники встречали Владимира Путина, тогда еще премьера, бурными овациями.
\"Там и изначально качество человеческого материала было не очень. Поскольку структура была фальш-панелью, то в профсоюзы высылали всех провинившихся, не справившихся. Была такая поговорка – \"Не справился в партии, иди в профсоюз\". Но сейчас реально все, кто могли, поуходили из профсоюзов\", – рассказывает источник, близкий к руководству профсоюзов.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков встретил кризис таким же членом российской номенклатуры, как кремлевский идеолог Владислав Сурков, с одной лишь разницей – уволить его не так просто. Это почувствовал на себе первый назначенный куратором профсоюзов приморский политтехнолог и бывший вице-губернатор Приморского края Николай Сидоров, которому была поставлена задача: Шмакова заменить. В Кремле не сомневались в лояльности лидера ФНПР, но проблема была в его квалификации. \"Кому-то пришло в голову, что Шмаков профсоюзы развалил, но структура-то осталась, и она может быть использована во время кризиса кем угодно – врагами партии, просто идиотами, которые могут поднять народные выступления\" – объясняет источник в Кремле. И не было уверенности, что Шмаков сможет ее от этого удержать.
Убирать засидевшегося лидера ФНПР Сидоров взялся с задором политтехнолога. Как рассказывает источник в Кремле, в региональных организациях начали появляться люди, которые предлагали поработать против Шмакова. \"Им предлагалось проголосовать против Шмакова, за деньги написать в прокуратуру, Верховный суд и Счетную палату письма о проверке хозяйственной деятельности Шмакова, его личного интереса в продаже пакета акций профсоюзного банка \"Солидарность\". Однако эффект оказался обратным. \"Они не знали, что это система корпоративная. Они между собой могут драться в ФНПР, но когда на них идет давление извне, они понимают: если сегодня пришли к тебе, чтобы ты капнул на того, завтра придут к нему, чтобы он капнул на тебя\", – поясняет источник. Люди в регионах быстро поняли, откуда дует ветер, оповестили друг друга и встали в тихую глухую оборону.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ
Финалом деятельности Сидорова на посту замначальника управления стала история с акцией протеста ФНПР, совпавшей с днем рождения Путина. Об участии в ней Шмаков договорился в Вашингтоне еще до кризиса. Акция проходила в рамках Всемирного дня действий \"За достойный труд\" в России и еще в ста с лишним странах мира (входящих в Международную конфедерацию профсоюзов).
На такие совпадения чиновники в России реагируют даже не сердцем, а спинным мозгом. Когда в Кремле узнали о том, что на день рождения Путина по городам России соберутся рабочие, которые будут возмущаться кризисом и требовать – в том числе от правительства – достойной жизни, чиновники встали на уши. Шмакову посыпались звонки по кремлевской линии с требованием немедленно все отменить. Однако международные обязательства вице-президента Международной конфедерации свободных профсоюзов не позволяли ему из-за дня рождения акцию свернуть. На Шмакова продолжали давить. Удалось уговорить даже его зама Олега Нетеребского выступить с заявлением, что он не поддерживает акцию. Но все безрезультатно.
Когда все действия Сидорова не возымели эффекта, все решилось звонком Владислава Суркова в кабинет депутата Госдумы и зампреда ФНПР Александра Исаева. В ответ на нападки на Шмакова тот сходу предложил митинг не отменять, но зато согласовать все лозунги. Их смягчили, а к заявленной теме мероприятия добавились лозунги поддержки действий правительства в отношении Южной Осетии и Абхазии. Из вражеской, задуманной в Вашингтоне акции митинг превратился в \"родной\" – в поддержку Путина. \"После этого стало ясно: политика Сидорова в отношении Шмакова была ошибочной. Не надо снимать, не надо отменять акцию. Профсоюзы не могут не провести акцию. Они могут провести ее так, чтобы она была безболезненной, но совсем ничего не сделать они не могут\".
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ
В Кремле задумали не просто реформировать ФНПР, но и отобрать у нее монополию: собрать все альтернативные профсоюзы под крылом второй организации и добавить ей мощи за счет финансирования из администрации президента.
Для этого был выбран \"Соцпроф\" – организация с многолетним бэкграундом и малозначимой эффективностью. С самим \"Соцпрофом\" справились быстро: еще в начале года ее лидера и основателя Сергея Храмова поменяли на молодого питерского политика Сергея Вострецова. Головной офис тоже переехал в Питер.
Перестройку профсоюза взял под свой контроль советник управления внутренней политики администрации Александр Терентьев. В апреле он занимал место в президиуме на конференции \"Соцпрофа\". Бывший член ФНПР, изгнанный Шмаковым, Терентьев давно мечтал создать альтернативу официальным профсоюзам, равную им по силе, и все время доносил эту мысль до ведомства Суркова. \"В рамках борьбы с псевдомонополизмом ФНПР должны были быть приняты решения по развитию \"Соцпрофа\" и по слиянию под \"Соцпроф\" всех альтернативных профорганизаций\", – пересказывает идею советника секретарь ФНПР Александр Шершуков.
При Сидорове, рассказывает близкий к Кремлю источник, \"Соцпрофу\" открыли линию финансирования, были заключены первые соглашения с \"Единой России\". Однако основную задачу – присоединение альтернативных профсоюзов – выполнить не удалось. Слияние \"Всероссийской конфедерации труда\" и \"Конфедерации труда России\" было завалено уже при новом начальнике Владимире Севрикове. Мало сведущий в профсоюзных делах бывший чиновник Минрегионразвития доверил разбираться с этим Терентьеву. Лидеров двух организаций Бориса Кравченко и Александра Шепеля было решено отстранить, а на место общего председателя поставить своего человека Евгения Куликова.
\"Терентьев лично встречался с Шепелем и Кравченко и поговорил с ними довольно по-хамски\", – рассказывает источник в ФНПР. В ответ они сказали, что никогда такого не будет. \"Это в принципе реализовать было невозможно. Там же люди голосуют, причем тайным голосованием. А Кравченко и Шепель, они же могут переговорить со своими людьми и сказать, что этого делать не надо. Кроме того, они имеют влияние на организационный процесс этих всех перевыборов, они там сделают что угодно, чтобы ничего не случилось\". На апрельском съезде \"Конфедерации труда России\" кандидатуру Куликова дружно прокатили.
ЕСЛИ БЫ МОЛОДОСТЬ ЗНАЛА
По мнению источника Slon.ru в администрации президента, Севриков не смог выстроить отношения и со Шмаковым. Когда Сидоров не сумел превратить \"Соцпроф\" в реальную силу и ушел, кремлевские идеологи рабочего движения решили сделать ФНПР альтернативой самой себе. То есть омолодить руководство и заставить его работать. \"Должны были быть заменены наиболее опасные, с точки зрения администрации, или ненадежные или неквалифицированные люди, которые имеют отношение к руководителям отраслей. Лесники, автодорожники, судостроители, они все в планах стояли, – рассказывает источник. – И ряд регионалов, по которым были подозрения, что они активно сотрудничают с коммунистами\"
Но и это не удалось: Шмаков справился и с этой угрозой. В Ивановской области ситуация дошла до абсурда. Сначала лидера местного профсоюза Александра Мирского заставили подписать заявления об отставке. Потом в переговорах между ФНПР и Кремлем произошел сбой, и уже на съезде, где должны были выбрать нового лидера, Мирской заявление забрал. Со скрипом и не без помощи властей Алтайского края удалось снять только одного регионального лидера – 70-летнего Владимира Аргучинского. Сомнительный итог для глобальной идеи – в короткие сроки реформировать профсоюзы. \"Если Сидорова убрали за чрезмерное рвение в борьбе со Шмаковым, то Севрикова убрали за то, что он ничего не делал, не додавил его\", – объясняет источник в администрации.
Работа управления внутренней политики свелась к ликвидации локальных очагов конфликта. \"Основная задача была – не допустить легальных и нелегальных массовых волнений. Была своя система реагирования, департамент получали специальный мониторинг от федеральных инспекторов, смотрели, где напрягаются, где идут невыплаты заработной платы, связывались с ФНПР, связывались прямо до первички, спрашивали, как дела, чем нужно помочь? Там, где конфликты уже пошли, подключали \"Единую Россию\", подключали губернаторов, забалтывали конфликт\", – рассказывает один из участников процесса в Кремле.
СДЕЛАЙ САМ
Кроме этого, был создан институт комиссаров по коллективным действиям. При каждой из ассоциаций по отраслям бизнеса организовали координационный совет по коллективным действиям, который возглавили молодые председатели первичной организации профсоюза в Москве. Как правило, эти люди проходили специальную подготовку в Школе молодого лидера, которая была создана в 2005 г. по инициативе Суркова.
Один из этих лидеров, председатель совета \"Ассоциации профсоюзов непроизводственной сферы\" по коллективным действиям Виталий Борщ гордится тем, как ему удалось не допустить митинга в Вологодской области: \"Поскольку были сокращены надбавки учителям и сокращен ряд вакансий, они вошли в коллективный трудовой спор с правительством области и готовы были 12 апреля организовать митинг. Задача совета по коллективным действиям – попытаться максимально свести все к переговорам, но с тем, чтобы требования профсоюза в максимальной степени были выполнены\". Этого и добивался Борщ.
Со стороны администрации было указание: успешные кейсы работы профсоюзов сразу отсылать на обязательный показ на телевидение. Например, сюжет про сотрудников \"Буйлеса\", брошенного владельцами. \"Там профсоюзный молодой парень 35-летний. С нашей помощью он вышел на губернатора, на партию. Привлекли правоохранительные органы, все быстро оформили. Часть активов продали, рассчитались с долгами. Предприятие заработало. Там же нужно было наладить с профсоюзами контакт, чтобы эта информация вообще в администрацию пошла\", – рассказывает представитель администрации.
После увольнения Севрикова Кремль потерял веру в возможность серьезной реформы профсоюзов. \"Скорее всего, должность [куратора профсоюзов] теперь вообще уберут\", – говорит источник. По крайней мере, пока кандидатур на этот пост нет. Реформа профсоюзов не удалась, да и время еще не пришло, считает Борщ: будет стабильность, тогда и создадим \"рыночные\" профсоюзы. Именно такую стратегию он еще два с лишним года назад рекомендовал в заказанном Кремлем докладе. Однако вряд ли в жирные годы профсоюзы сумеют научиться шантажу, который, как следует из доклада, является основой профсоюзного движения.
Комментарии