Тема насилия стала ведущей на фестивале в Каннах

На модерации Отложенный

Насколько значима на фестивале тема крови, показал уже корейский фильм \"Жажда\" о священнике-вампире. Уикенд подтвердил самые мрачные предположения: кровь хлестала в эти дни с экрана бурным потоком.

Правда, для слабонервных и чувствительных программа предлагала в эти же дни другие фильмы. \"Яркая звезда\" Джейн Кэмпион — история любви Джона Китса и Фанни Браун, гораздо больше увлеченной шитьем, чем поэзий, и тем не менее поддавшейся романтическому натиску, ставшей музой и даже фанаткой стихов поэта, безвременно умершего от чахотки. Новозеландка Джейн Кэмпион уже сорвала в свое время \"Золотую пальмовую ветвь\" за фильм \"Пианино\"; вернувшись на Круазетт через 16 лет, она показала, что по-прежнему умеет снимать качественное постановочное кино — со стилем и даже с душой. Это обеспечило ей приличные оценки критиков, но вряд ли картина разобьет сердца пяти опытных актрис из жюри: для этого она слишком красива и холодна.

Гораздо теплее \"Взятие Вудстока\" Энга Ли — ретрокомедия о знаменитом музыкальном фестивале, который показан с точки зрения отпрыска живущей по соседству еврейской семьи. Эллиот Тайбер (так зовут героя, и это реальное лицо) решил превратить свою деревню в большой отель для нахлынувшей сюда армии хиппи. Будучи полным неофитом в вопросах контркультуры, он проявляет чудеса предприимчивости и заодно теряет невинность в компании прекрасных дев, не менее прекрасных юношей и трансвеститов под вовремя принятую таблетку ЛСД и звуки нового музыкального века. В финале герой покидает отца с матерью. Перед ним открылись новые горизонты — кудрявый ангел на белом коне, он же музыкальный продюсер, впервые произносит при нем прекрасные слова: \"Rolling Stones\".

Штурмовать фестивальный зал на этот субботний показ пришлось почти как Вудсток: толпа неистовствовала, сам Квентин Тарантино едва не оказался в пролете и проник на красный ковер, лишь ловко перепрыгнув через охраняемый полицией барьер. Энг Ли еще раз показал, что способен отлично освоить любой жанр и в принципе готов поставить мировой рекорд, добавив к двум \"Золотым медведям\" и \"Золотому льву\" большую каннскую награду. Однако вряд ли это случится: кино получилось на этот раз слишком благостное и сентиментальное, ему не хватает яда и перца. К тому же комедии, да еще и лирические, не побеждают на этом серьезном фестивале.

А пока фаворитом публики и прессы (французские критики выставили ему шесть \"Золотых пальм\") стал \"Пророк\" Жака Одийара. Это жесткая тюремная сага про молодого араба, не только вынужденного жить в неволе \"по понятиям\", но ставшего ключевой фигурой в разборках между корсиканской, итальянской и арабской мафиями, которые фактически правят тюремщиками. Герой обводит вокруг пальца корсиканского пахана и выбирает то, что ему ближе по крови. Для этого он должен пройти через нешуточные испытания: первое же состоит в том, чтобы согласиться на нескромное предложение сокамерника и сделать ему минет, во время которого зарезать спрятанной во рту бритвой. За эти и другие подвиги актер Тахар Рахим вполне может претендовать на актерский приз, который как минимум обеспечен этой впечатляющей картине.

Вряд ли будет награждена \"Резня\" филиппинца Брийянте Мензосы, но именно она стала кульминацией каннских кровопусканий. Студент школы криминалистики, будущий полицейский нуждается в деньгах для содержания молодой жены и младенца. Он подрабатывает, выбивая долги, и в один прекрасный день становится соучастником зверского убийства проститутки — с пытками, насилием и расчленением трупа, части которого бандиты в знак устрашения разбрасывают по всему городу. В течение всего фильма герой пытается вырваться из этого ада и спасти если не жертву, то себя — в моральном смысле, но пути назад нет.

Любопытно, что похожая моральная дилемма, только без крови и пыток, присутствует в румынском фильме \"Полиция, прилагательное\" Корнелиу Порумбойю — фаворите программы \"Особый взгляд\". Молодой полицейский отказывается выполнить приказ начальства и арестовать парня, покупающего для себя и своих друзей гашиш. Для героя существует понятие совести, для системы (полицейской и любой другой) важна только формальная сторона вопроса. Это — глубокое размышление о корнях коррупции и злоупотреблений. В филиппинском, как и во французском, фильме все проще: мы просто видим, как преступность вырастает из материальной нужды, связывая круговой порукой бандитов и стражей порядка.

Кровавый уикенд в Канне обещает получить достойное продолжение в фильмах \"Месть\" Джонни То (о киллере-мстителе) и \"Царь\" Павла Лунгина (об Иване Грозном и опричнине).