Выявлены антитела, способные бороться с гепатитом С
На модерации
Отложенный
Подробности исследования были представлены на 44-м ежегодном съезде Европейской ассоциации исследований печени (EASL). По словам д-ра Донны Амброзино, профессора педиатрии медицинского отделения Массачусетского университета, «члены исследовательской группы довольны успехами, достигнутыми в ходе реализации программы; полученное антитело демонстрирует высокую степень эффективности в борьбе с вирусом».
В рамках предпринятых экспериментов ученые Массачусетских биолабораторий вводили трансгенной мыши элементы вируса гепатита С и затем скрупулезно исследовали производимые организмом животного человеческие антитела, способные распознавать и связывать гликопротеин, образующий внешнюю оболочку вируса. Как только было обнаружено несколько типов человеческих антител, проявивших надлежащую активность, ученые провели серию лабораторных экспериментов, позволивших оценить способность каждого из выявленных антител нейтрализовать вирус гепатита С и определить лидирующего кандидата для дальнейших исследований.
В ходе совместной работы исследователей из Массачусетских биолабораторий и клиницистов медицинского отделения Массачусетского университета было обнаружено, что одно из выделенных антител, названное MBL-HCV1, способно эффективно бороться со всеми генотипами вируса, присутствовавшими в образцах крови инфицированных пациентов.
Затем антитело MBL-HCV1 было испытано вне лаборатории на трех обезьянах. На этой стадии исследования одному из животных не вводили вакцины совсем, другому ввели небольшую дозу, а третьему - более высокую, после чего все три обезьяны были заражены гепатитом С. В организме первых двух животных инфекция развилась, тогда как третьему - с наиболее высокой дозой введенного препарата - удалось ее подавить. В дальнейшем ученые ввели высокую дозу вакцины инфицированной обезьяне, до того ее не получавшей, и в этом случае уже развившаяся инфекция также была подавлена. «Полученные результаты дают основание рассчитывать на успешное использование антитела MBL-HCV1 для лечения пациентов, страдающих гепатитом С, но предстоит еще большая работа для оценки его эффективности применительно к человеку», - отмечает д-р Амброзино.
По сей день коммерческой вакцины против гепатита С не существует, хотя ведется ее активная разработка. Как правило, из 100 инфицированных 3-5 человек погибают. Факторами риска прежде всего являются переливания крови и ее препаратов, хирургические операции, инъекции наркотиков с использованием общих шприцов, а также беспорядочные половые контакты. Заражение также может произойти бытовым путем (при общем использовании эпиляторов, маникюрных принадлежностей и т.п.).
Считается, что около десяти процентов зараженных вирусом гепатита С выздоравливают благодаря активности собственного иммунитета. У остальных больных заболевание приобретает хронический характер. Порядка 25 процентов хронических больных рискуют рано или поздно прийти к циррозу или раку печени.
В наиболее тяжелых случаях острого поражения печени, не поддающегося лечению антивирусными препаратами, единственным спасением для пациента оказывается пересадка печени. Ежегодно в Соединенных Штатах производится в среднем от двух до четырех тысяч операций по трансплантации печени, что значительно меньше числа людей, ожидающих подходящего для пересадки органа. Лечение гепатита С стоит до 30 тысяч долларов, однако во многих странах мира (Россия в их число, к сожалению, не входит) предоставляется бесплатно для пациентов. Полное излечение происходит далеко не всегда, поскольку до 90 процентов пациентов с генотипом вируса 1 имеют только 1/2-1/3 шанса на продолжительную ремиссию даже при лечении новейшими препаратами, поскольку, как правило, пересаженный орган рано или поздно подвергается атаке вируса, остающегося в кровеносной системе пациента. Сильные антивирусные препараты, используемые на сегодняшний день для борьбы с гепатитом С на ранних стадиях заболевания (как правило, комбинированная терапия препаратами интерферона в виде инъекций и рибавирина перорально), обычно не применяются при послеоперационной терапии ввиду ослабленного состояния пациентов и интенсивного медикаментозного подавления иммунитета, вызванного необходимостью предотвратить отторжение пересаженной печени. После повторного заражения гепатитом С приблизительно у 40% пациентов стремительно развивается печеночная недостаточность.
Ввиду этих фактов новая вакцина, разработанная массачусетскими микробиологами, могла бы стать терапевтическим средством, предназначенным для использования незадолго до и непосредственно после хирургического вмешательства, что дало бы возможность разорвать порочный круг, не позволявший до сих пор бороться с дремлющей в организме инфекцией. Исследователи надеются, что, вводя пациенту новую вакцину в течение всего пред- и послеоперационного периода, лечащий врач сможет нейтрализовать оставшийся в крови пациента возбудитель гепатита и помешать ему инфицировать пересаженную печень. Учитывая то обстоятельство, что моноклональные антитела в высшей степени специфичны и, как правило, почти не дают побочных эффектов, теоретически можно было бы вводить пациенту дополнительные дозы препарата сразу после операции для продолжения нейтрализации остающихся в его организме вирусов.
Кроме того, по предположению ученых, новая вакцина могла бы применяться в комбинации с современными антивирусными препаратами для лечения пациентов на ранних стадиях гепатита С. Перспективы ее использования в обоих случаях - как при трансплантации печени, так и для лечения больных с рано выявленным заболеванием - должны теперь получить адекватную оценку. Первая фаза клинических исследований вакцины MBL-HCV1 с привлечением здоровых добровольцев должна начаться в течение этого года.
Комментарии