Грузинская оппозиция готовится дать бой Саакашвили

На модерации Отложенный

Представители внепарламентской оппозиции, уже более месяца организующие митинги протеста в Тбилиси, объявили о своих ближайших планах. Как заявил своим сторонникам один из лидеров оппозиции Леван Гачечиладзе, 26 мая, в День восстановления независимости, который власти традиционно отмечают проведением военного парада в Тбилиси, противники Михаила Саакашвили планируют провести свой парад в центре грузинской столицы. Оппозиция планирует вывести на улицы города более 100 тыс. своих сторонников. «Если власти снесут на проспекте Руставели палатки и „камеры-клетки\" оппозиции и разгонят участников митингов, то народ даст им адекватный ответ», - пригрозил Гачечиладзе.

В то же время оппозиционеры не намерены отказываться и от уже апробированных методов. Например, сегодня они организовали перед зданием общественного телевидения очередной «коридор позора». А в ближайшие дни планируются уже традиционные перекрытия улиц в Тбилиси и митинг перед зданием парламента.

Уже очевидно, что тактика оппозиционеров - многодневные, более или менее массовые митинги - дает сбой. Власти учли печальный опыт 7 ноября 2007 года [1], когда после кровопролитного разгона антиправительственной манифестации Саакашвили пришлось проводить досрочные президентские и парламентские выборы. В результате - оппозиционеры митингуют, перекрывают улицы, но до масштабных столкновений с силами правопорядка дело так и не дошло. И судя по всему, власти не намерены попадаться на уловку оппозиции. Как заявил журналистам мэр грузинской столицы Гиги Угулава, не исключено, что в этом году в связи с планами оппозиции провести в это же время альтернативный «гражданский парад» военного парада не будет. Противники Михаила Саакашвили рассчитывают, что власти применят силу, считает Угулава. «Но мы этой роскоши им не предоставим», - заявил мэр журналистам.

Однако чем дольше тянется стояние на площадях и улицах, тем все более заметным становится отсутствие единства рядов когда-то «объединенной оппозиции». Особенно этот раскол стал очевидным после встречи оппозиционеров с Михаилом Саакашвили [2], которая состоялась 11 мая.

Тогда президент предложил создать комиссию по разработке новой конституционной модели, усовершенствовать избирательное законодательство и предложил своим политическим противникам большее участие в управлении страной. При этом стоит отметить, что у оппозиционеров, помимо требования немедленной отставки президента, особых предложений по дальнейшему развитию страны и нет.

Если эта встреча и планировалась грузинскими властями как пиар-акция, то, надо заметить, эффект она дала весьма ощутимый. В рядах оппозиции тут же появились раскольники. Например, бывший постпред Грузии при ООН Ираклий Аласания, возглавляющий сейчас политобъединение «Альянс за Грузию», считает, что хотя переговоры с Саакашвили и не принесли каких-либо реальных результатов, договариваться с властями надо. «Если мы продвинемся дальше в ходе наших переговоров с правительством, конечно, мы снимем наши требования, и люди уйдут с улиц», - сказал Аласания в интервью телекомпании «Би-би-си». В то же время другой видный представитель грузинской непарламентской оппозиции, бывший соратник Саакашвили Нино Бурджанадзе считает, что с президентом можно обсуждать только условия его отставки. А генсек партии «За единую Грузию» Эка Беселия, соратник бывшего министра обороны Ираклия Окруашвили, считает, что прекращение акций протеста станет для оппозиции политическим самоубийством.

Противники Саакашвили, с самого начала выдвинув требование отставки президента, фактически отрезали себе путь к отступлению. Но, как показала практика, сил для того, чтобы добиться заявленной цели, им явно не хватает. Очевидно, что наиболее радикально настроенные противники режима попытаются в ближайшее время спровоцировать президента на применение силы. Ведь только жесткие репрессии со стороны властей смогут вдохнуть жизнь в потихоньку затухающее протестное уличное движение. Если Саакашвили сможет удержаться от резких телодвижений, то это будет фактически означать политическую смерть его противников.