Единственный генератор идей в России сегодня - власть?

На модерации Отложенный

Кризис - это всегда некий излом. Он требует напряжения сил и мобилизации ресурсов, в том числе интеллектуальных. Кто способен рождать новые, неординарные подходы к решению задач, которых раньше просто не существовало?

Бизнес? Казалось бы, бизнесмены располагают и финансовыми, и человеческими ресурсами, чтобы способствовать генерации новых идей. И действительно, такая работа ведется и в рамках РСПП, в других бизнес-сообществах, в ИНСОРе. Но давали бы предприниматели деньги на эти разработки, если бы власть не стимулировала их и не осуществляла патронаж? Бизнесмены чаще всего ворчат в кулуарах, а не выступают с открытыми инициативами.

Силовики? Закрытые аналитические разработки всегда существовали в недрах силовых структур. Есть они и сегодня - и в ФСБ, и в СВР. Однако их влияние, как и влияние в целом военных, сейчас гораздо ниже, чем в период, когда президент был тесно связан со спецслужбами. Большинство путинских силовиков оказались на периферии политического процесса. Да, они занимают важные посты, но не являются источниками новых идей. Единственное исключение, возможно, министр обороны Анатолий Сердюков, который за время своего пребывания на посту министра превратился в руководителя силового ведомства нового типа: полностью гражданский и при этом нестандартно мыслящий.

Политическая оппозиция? Когда грянул кризис, оппозиция радовалась, что сможет вернуть себе утраченные позиции. Увы, но ни одной ясной, свежей мысли о том, как помочь России справиться с проблемами, из оппозиционного лагеря так и не пришло. Стоило им предложить альтернативные пути выхода из кризиса, разработать новую программу «100 дней» или «1000 ночей», и они бы вновь стали популярны среди избирателей. Можно оправдать это ограничением медийного поля. Но ведь и на сайтах оппозиции царит интеллектуальный вакуум.

Интеллигенция?
Традиционно поставщиком новых идей выступает интеллигенция. Но происходит ли это сегодня? Здесь картина достаточно печальная. Если дискуссия и ведется, то в рамках старых идеологий: «правобуржуазной», уповающей на самоочищение рынка, или «левосоциалистической» - с верой во всемогущество государства. Принципиально новых идей не видно.

Экспертократия?

Но есть среди интеллигенции особая группа, которую называют «экспертами». В последнее время даже стали говорить об экспертократии, то есть о власти экспертов. Эксперты действительно играют чрезвычайно важную роль в генерации стратегических решений и подходов.

Высококвалифицированные эксперты - это «подушка» любой власти. Люди, принимающие решения, не могут знать всего на свете. Их функция в другом - сохранять баланс интересов разных групп общества, двигаясь в избранном направлении. Готовят решения всегда специалисты. Так было и в советское время (ЦКовские референты придумали все основные идеологемы - и «развитой социализм», и «перестройку»). Так происходит и в западных государствах. Так происходит и сегодня в России.

Эксперт в России стал творцом политики. Но эксперт не может быть «бесхозным». Ему нужно, чтобы его идеи кому-то были интересны. Сегодня от ощущения собственной ненужности страдает значительная часть обществоведов в стране. Правда, сейчас появились фонды РГНФ, РФФИ, программы Президиума АН, президентские программы поддержки науки. Но настоящий заказчик на инновации - другой.

Заказчик на инновации? Когда-то интеллектуальная жизнь концентрировалась в университетах. Потом все «умники» сосредотачивались вокруг западных фондов, таких как фонды Форда, МакАртуров, Карнеги. Потом поиском талантов занялись структуры олигархов, особенно масштабно - «Открытая Россия».

Сегодня главным и единственным заказчиком на интеллектуальные разработки выступает федеральная власть. Большинство экспертных «тусовок» прекратили свое существование, обескровленные и засохшие. Остались лишь ФЭП Глеба Павловского, «Либеральная миссия» Евгения Ясина, ИНСОР Игоря Юргенса и еще несколько. Но ведь они тоже существуют вокруг власти, по заказу власти, для власти. Да и власть не всегда проявляет волю в достаточной степени, не формирует четкого заказа. А ведь именно тогда и высекаются искры неординарных идей.

Президенту Дмитрию Медведеву еще предстоит выстроить свои группы поддержки, создать свою элиту развития, которая будет подпитывать государство новыми идеями и новыми кадрами.