Как монополизм портит жизнь каждого россиянина

На модерации Отложенный

В современной России существует очень серьёзная проблема, о наличии которой большинство людей, как ни странно, не задумывается. Они воспринимают её как должное, потому что привыкли к такому положению и не представляют иной жизни. А между тем, эта проблема очень сильно осложняет жизнь каждого гражданина России. Имя этой проблемы - монополизм. Он окружает нас всюду: дома, на работе, на отдыхе. И всюду монополизм ощутимо бьет по кошельку каждого из нас, что неудивительно: ведь монополии - это самый простой путь к получению сверхприбылей. А для того, чтобы разобраться, насколько сложным является положение дел, рассмотрим, насколько монополии затрагивают интересы всех жителей России.

Мы живем в домах, которые обслуживаются управляющими компаниями. Они делают в них ремонт (иногда), обязаны предоставлять специалистов, если у жильцов возникают какие-либо проблемы, осуществляют поддержку работы коммуникаций. И, к сожалению, нужно констатировать печальный факт, что большинство граждан России живет в домах, которые обслуживают так называемые управляющие организации, созданные на основе бывших муниципальных служб со всеми их традиционными недостатками унаследованными еще с советских времен. Лишь меньшая часть домов, где были образованы товарищества собственников жилья или иные формы управления используют обслуживание, построенное на конкурентной основе.

Что это дает? Во-первых, те, кто по-старинке поручили свои дома бывшим ЖЭКам, ДЕЗам и РЭУ, платят существенно больше, чем те, кто выбирают управляющую компанию и могут в любой момент отказаться от ее услуг, если сочтут их завышенными или неэффективными. К сожалению не проводилось исследований по расчету соотношения размера платежей, но по моим данным в сопоставимых домах экономия может достигать 20 и более процентов от суммы платежей, ведь бывшие советские структуры, если испытывают проблемы с финансами, просто поднимают тарифы на свои услуги, и, как правило, не предпринимают никаких действий по оптимизации затрат и повышению эффективности своей работы.

Во-вторых качественно меняется уровень обслуживания. Если у жильца дома течет труба или испортилась электропроводка, к нему быстро и вовремя приходят квалифицированные специалисты, которые устраняют имеющуюся проблему, строго руководствуясь тарифами, а не вымогают взятки, как немалая часть сотрудников бывших ЖЭКов. Расскажу пример из жизни. Мне необходимо было заменить трубу в ванной, дом управлялся компанией, созданной на основе еще старого советского ЖЭКа. Ко мне пришел мастер, напоминающий типажи из сатирического фильма «Афоня» и согласился сделать все, что было необходимо, указав сумму, которую нужно было заплатить лично ему. Сумма показалась мне несколько неадекватной, и я решил выяснить что же должно было быть на самом деле.

После долгих консультаций с сотрудниками управляющей компании я наконец-то смог добыть официальный тариф, где указывалась сума за нужную мне работу. И эта сумма была ровно в пять раз меньше той, что запросил мастер. Причем, что интересно, сотрудники управляющей компании, отнюдь не горели желанием показать мне тарифы своей же собственной организации и фактически сами предлагали решить все вопросы с мастером в личной договоренности. Похоже такая ситуация это просто диагноз старой системе, которая должна умереть, чтобы дать нормально жить гражданам России. Причем сама она не умрет - слишком сильны ее позиции в муниципальных органах власти, которые фактически содействовали тому, что в большей части городов России система обслуживания многоквартирных домов оказалась монополизирована.

Пойдем дальше. Из дома мы отправляемся в магазин. Нетрудно вспомнить то, что большая часть магазинов особенно в больших городах России, представлена крупными розничными сетями. При всех плюсах подобных сетей - широком ассортименте, хорошо налаженной логистике, которою качества, надо отметить, что им присущи и все минусы монополистов - стремление к компенсации собственных убытков за счет роста цен и энергичная борьба за вытеснение конкурентов со своей территории. Не могу сказать каково положение в малых городах, но в городах с населением больше 200-300 тысяч уже практически не осталось магазинов, которые не принадлежали бы к какой либо из торговых сетей. Конкуренты были вытеснены с рынка. А теперь, когда конкуренция в этом секторе минимизирована, розничные сети завышают цены, несмотря на то, что во всем мире кризис заставляет их снижать. Убытки опять перекладываются на плечи простых граждан.



И нужно отметить, что не все торговые сети обращают внимание на качество своего товара. Некоторые (не будем указывать какие, но все их и так прекрасно знают) торговые сети и в сфере продовольственных товаров и в сфере бытовой техники зачастую продают покупателям откровенный брак. Низкокачественные товары, произведенные под собственными брендами и продаваемые по довольно низкой цене, чтобы пользоваться спросом, между тем вообще не должны иметь права на существование. Колбаса почти без мяса и телевизоры, ломающиеся через две недели после покупки, продаются только потому, что покупателю в бюджетном сегменте монополисты не оставили другого выбора.

Под предлогом кризиса начались разговоры о необходимости укрупнения банков. А такое действие - принудительное ли, силами правительства РФ или вызванное провоцированием кризиса в малых и средних банках, а также технологиями черного PR, приведет к тому, что банковская отрасль России окажется в значительной степени монополизированной. Хорошо ли это? Ответ на этот вопрос очевиден даже для тех, кто не имеет экономического образования. Ведь монополизм в банковской сфере ведет к сговорам, повышению кредитного процента, ужесточению условий кредитования и прочим негативным факторам, который почувствует на себе самый обычный гражданин России. То есть реализуется попытка «под шумок» поглотить региональные банки, некоторых зачастую завязана экономика целых областей или городов, деятельность крупных предприятий. А их место занять большими банками общефедерального масштаба. А ведь монополизм в банковской сфере приводит к отсутствию конкуренции и борьбы за клиента, повышению кредитного процента, ужесточению условий кредитования и прочим негативным факторам. Все это, если такая программа монополизации будет реализована, она коснется каждого из нас.

Но перейдем от будней к периоду отдыха. Мы и тут сталкиваемся с тотальным монополизмом. Все, наверное, помнят произошедшую летом прошлого года историю с внезапным ростом цен на авиационный керосин, что привело к резкому удорожанию авиационных перевозок и сильно ударило по бюджету тех, кто собирался провести отпуск на курорте. А ведь удорожание керосина не было связано ни с чем, кроме как с попыткой монополистов получить сверхприбыль на пустом месте. Ведь цены на керосин в это время в России оказались выше, чем за рубежом. В этом же ряду стоит и повышение цен на бензин, которое происходило как раз в то время, когда во всем мире цены на бензин падали из-за мирового экономического кризиса. То есть складывалась парадоксальная ситуация: когда цена на нефть растет, бензин становится дороже из-за удорожания сырья, а когда цена на нефть падает, бензин дорожает чтобы компенсировать убытки производителей.

От бензина перейдем к автотранспорту. И здесь мы встретим примеры монополизма. Особенно сильно он проявляется в небольших городах с численностью жителей до миллиона человек. Как правило, в каждом таком городе каждый автомобильный бренд представляет только один дилер со своим сервисным центром. Естественно, покупатели вынуждены приобретать автомобили с дилерской наценкой, устанавливаемой часто по старому принципу «деньги очень нужны». А потом обслуживать свой автомобиль у того же дилера, по установленным им расценкам, просто потому, что другого сервисного центра у них в городе не существует. Данная проблема постепенно решалась до начала кризиса, но теперь, когда автомобильный бизнес переживает тяжелые времена, ситуация судя по всему, окажется законсервирована на довольно продолжительное время.

С автомобилями был связан и вызвавший существенную общественную реакцию скандал осени прошлого года, когда начались иски крупнейших импортеров автомобилей и запасных частей к импортерам меньшего уровня, что приводило к анекдотической ситуации: официально произведенный и ввезенный в Россию автомобиль объявлялся контрафактным. Естественно ничем, кроме как борьбой за монопольное положение на рынке и стремлением сохранить сверхприбыли, это объяснить невозможно. А между тем, для некоторых регионов России - например Сибири и Дальнего востока - проблема запасных частей для японских автомобилей очень важна в связи со структурой их автопарка. Поэтому попытки пресечь ввоз запчастей от неофициальных производителей не просто являются совершенно нерыночной мерой, но и ударяют по целостности России, порождая в регионах недовольство Москвой, где предпринимаются абсурдные инициативы.