Как Трудовой кодекс РФ защищает незаконно уволенных
На модерации
Отложенный
Финансовая стихия набирает обороты: тонут фирмы и фирмочки, уплывает прибыль вместе с зарплатами трудящихся, в центры занятости и биржи по трудоустройству стекаются толпы безработных, а увольнений «по собственному желанию», на удивление без вины сокращенных, становится все больше. Легкомыслие? Увы, легковерие.
46-летняя Наталья Маковеева в годы докризисного благоденствия числилась менеджером по аренде в одном московском агентстве недвижимости. А потом местное начальство объявило о сокращении штата. Объявило во всеуслышание, на общем собрании, даже, казалось, со слезами на глазах. Но после, уже во время очной ставки с сотрудницами «отдела по борьбе с персоналом» (корпоративное прозвище кадровиков), Наталье вполголоса намекнули, что нелишним было бы написать заявление о добровольном уходе. И хотя желание исходило вовсе не от нее, уволиться все же пришлось. На робкую попытку покачать законные права женщине ответили угрозой: не хочешь, мол, проститься по-хорошему, мы и по-плохому умеем, да только нужна ли тебе, драгоценная наша коллега, неприглядная запись в трудовой книжке? Нет? Ну, так и иди себе с миром. И Наталья ушла. Ни с чем.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя сообщить сотруднику об увольнении по сокращению штата за два месяца (не на словах, а письменно - под расписку), предложить другую вакансию, в случае отказа ее занять - выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка и проспонсировать временные затраты на поиск работы. Закон на это отводит два месяца. Если вы, к примеру, личность творческая и шестидесяти дней, для того чтобы устроиться на новую должность, вам кажется мало, то лучше сразу после сокращения (в течение двух недель) встать на учет службы занятости. Тогда можно будет претендовать на компенсацию еще и на третьем безработном месяце. Музе оно не повредит, а семейному бюджету приятно. Одно «но»: все эти правовые «можно» рассчитаны исключительно на официально сокращенных. Уволились «по собственному желанию» - сами виноваты.
- Руководитель шантажирует, и подчиненный, сотрясаясь от панического страха за испорченную трудовую книжку, сдуру подписывает нужные (не ему, конечно) бумаги. Так совершаются великие ошибки, - комментирует председатель комиссии по законодательству Союза юристов Москвы, ректор Института социального проектирования Александр Толмачев. - Запомните: человеку, уволившемуся «по собственному желанию», не то что выходного пособия не полагается - он даже в суд не может обратиться с заявлением о восстановлении на работе. Потому что сам «пожелал» прервать трудовые отношения с начальством. Можно до потери пульса рассказывать, что вас заставили написать заявление, но без доказательств подобные обвинения ни один судья не воспримет всерьез. А доказательств-то этих, как правило, и не оказывается.
Но что же делать, если работодатель упорно хочет вас уволить? Попытайтесь договориться полюбовно. Закон классифицирует такие сделки как «увольнение по соглашению сторон». Вы подписываете соглашение о расторжении трудового договора (78-я статья ТК РФ), начальство выплачивает некую сумму, которая поможет вам пережить горесть разлуки с коллегами. Этот вариант подходит тем, кто не хочет «бодаться» с руководством, но и с пустыми руками с насиженного места уходить не намерен. Рынок труда на то и рынок, чтобы уметь торговаться.
Второй способ защиты от незаконных увольнений - забывчивость. Если придется, забудьте грамоту и под любыми предлогами откладывайте подписание каких бы то ни было документов. Продолжайте работать в нормальном режиме, не бойтесь угроз руководства. Закон здесь целиком и полностью на вашей стороне. Чтобы уволить даже самого нерадивого сотрудника, голословной антипатии недостаточно. Работодателю необходимо найти причину. Она должна быть выражена документально и оформлена специальными процедурами. Трудовой кодекс насчитывает 18 оснований для правового увольнения. Чаще всего используется формулировка «несоответствие занимаемой должности». Ее, естественно, тоже следует обосновать.
- Работодатель, чтобы выявить профнепригодность подчиненного, обязан собрать аттестационную комиссию, - разъясняет А. Толмачев. - Но, заметьте, схема «вчера решили, сегодня назначили, а как уволим Иванова - сразу распустим» законной не является. Комиссия эта должна быть регулярной и созываться, скажем, раз в полгода. В нее обычно входят люди, которые могут компетентно оценить деятельность того или иного сотрудника. Допустим, речь идет о каком-нибудь металлургическом предприятии: в комиссии должны присутствовать инженер, специалист отдела кадров, коллеги аттестуемого и, разумеется, руководитель завода. Так вот, уволить несчастного Иванова можно лишь в том случае, если все эти эксперты решат, что он не обладает необходимыми профессиональными качествами.
Советую, кстати, изучить свой трудовой договор: насколько четко в нем обозначены ваши обязанности? Если там написано, что вы должны отвечать на телефонные звонки, а вместо этого вас заставляют таскать мебель - смело отказывайтесь. Нельзя уволить оператора за отсутствие навыков грузчика.
Расслабляться, однако, рано. Даже у людей с двумя высшими образованиями порой ломаются будильники. В своих угрозах работодатели нередко ссылаются на статью 192 ТК РФ «Дисциплинарные взыскания». Но и тут труженик не остается без спасительной волокиты. Один выговор за опоздание - вовсе не повод для увольнения. Их должно быть несколько, причем официально оформленных. Недовольство начальника превращается в дисциплинарное взыскание, когда составлен акт об опоздании, по факту опоздания написана объяснительная (не позже чем через два дня), а на опоздавшего наложено взыскание. Под выговором, согласно статье 193 ТК РФ, должна стоять ваша подпись об ознакомлении с документом. Две такие бумажки, и можно искать новую работу. Но - внимание! Четырехчасовое опоздание приравнивается к прогулу: увольнение за ним последует сиюминутное.
- И все же современный Трудовой кодекс в большей степени защищает права служащих, нежели их работодателей, - настаивает Александр Толмачев. - Нельзя, например, уволить пьяницу (даже самого отчаянного) без медицинского заключения о наличии у него опасной зависимости. Ну и что, что от него за версту разит спиртом? А вдруг он его в лечебных целях использует? Где доказательства обратного? Суд обязательно их потребует.
Согласно результатам опроса Исследовательского центра портала SuperJob.ru, каждый третий работающий россиянин (34 процента респондентов) судебным тяжбам предпочитает молчаливый уход. Аргументы в пользу такого решения варьируются от «насильно мил не будешь» до «все равно меня не устраивает зарплата и условия труда». Многие «тихони» убеждены, что рвение свое надо направлять не на разбирательства с бывшим начальником, а на поиск нового. Этот вариант ответа особенно приглянулся респондентам до 20 и старше 50 лет, а также тем, чей ежемесячный оклад не превышает 15 тысяч рублей.
Последних наверняка смущает стоимость адвокатских услуг. Очень зря. По словам председателя комиссии по законодательству Союза юристов Москвы, нет никакой необходимости их оплачивать. Решения по делам о восстановлении на работе суды, как правило, выносят в пользу истцов. А госпошлины по трудовым спорам не взимаются даже в случае вынесения отрицательных приговоров. Другой вопрос, готовы ли вы ждать. Подобные дела, как показывает практика, длятся от трех месяцев до года. Особо стойких фирмы-нарушители восстанавливают в должности, возмещают им в качестве материального ущерба сумму упущенного за время вынужденного прогула заработка. Отдельным бонусом на счет капает компенсация за моральный вред (это, к примеру, когда любимая жена выгоняет правдоборца из дома за иждивенчество). Жаль, но закон не уточняет, на какие средства его блюстителю покупать еду до этого великого дня победы над работодателем.
Интересно: 26 процентов опрошенных россиян денежная неопределенность волнует мало. Они - за справедливость. Пусть и голодную. По душе вам такая позиция? А жажда мести, она по-прежнему сильна? Тогда - за документы. Вам понадобятся: экземпляр трудового соглашения (юристы советуют хранить его дома), копии приказа о приеме на работу и увольнении (с формулировкой причины), а также расчетный лист со средним показателем заработной платы. Поторопитесь! Обратиться в суд с иском о восстановлении на работе можно не позднее чем через 30 дней после ознакомления с приказом об увольнении. Чересчур, однако, усердствовать не надо: Страсбург не беспокойте, достаточно будет полномочий районного или межрайонного суда по месту регистрации компании-работодателя. Виновного рано или поздно накажут.
- К сожалению, таковыми зачастую оказываются обе стороны, - замечает Александр Толмачев. - Работники - потому что не читают законов. Работодатели - потому что знают их слишком хорошо. Трудовой кодекс ставит предпринимателей в очень тесные рамки, вынуждая искать обходные пути. Так, вместо трудового договора, сами того не ведая, соискатели нередко заключают с будущим начальником договор возмездного оказания услуг. Вы предоставляете определенные услуги, вам за них платят деньги. Это документ гражданско-правового характера: ни отчислений в пенсионный фонд, ни оплачиваемого отпуска, ни больничного он не предполагает. Расторгнуть его можно в любой момент в одностороннем порядке.
Вывод (он же совет и напутствие) здесь только один: опасайтесь подделок! Не просматривайте, а ПРОЧИТЫВАЙТЕ каждую бумажку, на которой вам предлагают поставить автограф. Дешевые чернила порой обходятся несправедливо дорого.
Комментарии