Узбекистан собирается выйти из ОДКБ

На модерации Отложенный Открывающееся сегодня в Ереване очередное заседание Совета министров иностранных дел (СМИД) Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) СНГ вряд ли привлекло бы к себе пристальное внимание, если бы ему не сделали рекламу в Ташкенте. Как сообщило вчера агентство «Регнум» со ссылкой на официальные источники в Армении, Узбекистан отказался от участия в заседании СМИД.

Источники «Времени новостей» в МИД Армении подтвердили эту информацию, сообщив дополнительные подробности. Уведомление о том, что узбекская делегация во главе с замминистра иностранных дел Узбекистана не приедет в столицу Армении, поступило в армянский МИД 14 апреля. Никаких официальных объяснений на этот счет из Ташкента не было. Как сообщили «Времени новостей» информированные армянские дипломаты, в частных беседах их узбекские коллеги дали понять, что побудительной причиной, заставившей руководство Узбекистана отказаться посылать своих представителей в Ереван (только политическое руководство страны принимает такого рода решения) стал низкий уровень представительства на заседании СМИД. Кроме глав МИД Армении и России, все остальные страны -- члены ОДКБ будут представлены заместителями министров иностранных дел. В ОДКБ входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

Тем не менее собеседники «Времени новостей» в МИД Армении считают, что демарш Ташкента скорее всего означает начало постепенного процесса выхода Узбекистана из ОДКБ. В посольстве Узбекистана в Москве «Времени новостей» не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию об отказе Ташкента от участия в заседании СМИД. Тем не менее в дипмиссии рискнули предположить, что нецелесообразность такого участия может объясняться слишком рутинной повесткой дня заседания -- мол, для чего ездить на мероприятие, где не решается ничего серьезного.

По сообщению МИД России, в Ереване сегодня предполагается «одобрить меморандум о сотрудничестве между секретариатами ОДКБ и ООН, согласовать время и место очередного заседания СМИД, обсудить совместную деятельность государств -- членов ОДКБ по содействию стабилизации обстановки в Афганистане и противодействию наркоугрозе, исходящей с территории этой страны, в том числе посредством взаимодействия с заинтересованными странами, международными и региональными организациями».

Присутствие «афганских» пунктов повестки дня дает возможность предположить, что именно они стали причиной узбекского демарша. Ташкент, очевидно, по-прежнему дистанцируется от совместных усилий по афганскому урегулированию, принимающих уже глобальный характер. Стоит вспомнить, что Узбекистан оказался единственным государством -- членом мирового сообщества, отказавшимся от приглашения участвовать в двух крупных международных конференциях по Афганистану, прошедших в конце марта в Москве и Гааге. В Ташкенте не скрывают разочарования, если не сказать больше -- обиды за недостаточное внимание к сделанному в прошлом году на саммите НАТО в Бухаресте предложению президента Узбекистана Ислама Каримова о возобновлении деятельности контактной группы «друзей и соседей» Афганистана «6+2».
В эту группу, существовавшую до 11 сентября 2001 года, входили Россия, США, Иран, Туркмения, Узбекистан, Таджикистан, Китай и Пакистан. Ташкент предложил преобразовать ее в группу «6+3», добавив туда НАТО.

Кроме того, в Ереване сегодня должны обсуждать ход выполнения решения московского саммита ОДКБ, состоявшегося 4 февраля этого года, о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР). Как известно, это решение также было принято при «особом мнении» Узбекистана (см. «Время новостей» от 5 февраля). Ислам Каримов высказался тогда против предложения подключить к военной компоненте КСОР также силы МЧС, МВД и спецслужб. Естественно предположить, что в Ташкенте предпочли уклониться от обсуждения и этого вопроса.

Трудно утверждать, что нынешний очередной узбекский демарш непременно означает подготовку к выходу из ОДКБ. Хотя подобное развитие событий действительно становилось, к примеру, прелюдией к выходу Узбекистана осенью прошлого года из ЕврАзЭС. Тогда это решение объясняли в Ташкенте нецелесообразностью дальнейшего пребывания страны в организации, где «игнорируют» ее интересы. После этого большинство аналитиков заговорило о скором выходе Узбекистана и из ОДКБ.

С другой стороны, с формальной точки зрения трудно говорить, что Узбекистан вышел из ЕврАзЭС, поскольку он полностью туда и не входил, так и не подписав все соглашения, означавшие такое членство. Точно так же дело обстоит и с членством Узбекистана в ОДКБ, заявку на вступление в которую он подал в 2005 году, рискуя оказаться в международной изоляции после силового подавления волнений в Андижане в мае того же года, жертвой которых стали, только по официальным данным, 187 человек. Весь пакет документов, предусматривающий окончательное вхождение Ташкента в ОДКБ, не подписан им до сих пор.

Впрочем, об этом мало кто вспоминает, говоря о «ветреном» характере политики Узбекистана по отношению к членству в международных организациях. Ведь за последние годы Ташкент входил-выходил не только в ОДКБ (два раза входил, один раз выходил) и в ЕврАзЭС. В этой «кредитной истории» еще вход-выход в ГУАМ -- организацию, созданную в конце 1990-х годов под патронатом США и объединившую Грузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Кто знает, не окажется ли в списке «брошенных» Ташкентом структур еще и ШОС, ведь первую крупную акцию, проведенную под «шанхайской» эгидой, московскую конференцию по Афганистану, Узбекистан уже проигнорировал.

Вчера вечером ИТАР-ТАСС со ссылкой на российский дипломатический источник сообщил, что "Узбекистан не хочет принимать участия в заседании совета в связи с разногласиями по процедурным вопросам". "Однако мы не исключаем, что все-таки какой-нибудь представитель Узбекистана на встречу прибудет, но не глава МИД этой страны", -- отметил источник. В пресс-службе секретариата ОДКБ корреспонденту агентства пояснили: "МИД Узбекистана официально сообщил, что не видит целесообразности своего участия в работе заседания СМИД и предложил провести мероприятие накануне заседания Совета коллективной безопасности, запланированного на июнь этого года".