Для борьбы с коррупцией одних доходов чиновников мало

На модерации Отложенный На этой неделе завершается инициированная президентом Дмитрием Медведевым кампания по публикации ежегодных налоговых деклараций высшими чиновниками администрации президента и правительства вместе с их супругами и несовершеннолетними детьми. По оценке экспертов, это важный, но недостаточный шаг: не хватает анализа деклараций на предмет происхождения этих доходов и дополнительных деклараций о конфликтах интересов чиновников.
В феврале президент Дмитрий Медведев в целях исполнения вступившего в силу антикоррупционного законодательства приказал всем высшим чиновникам администрации президента и правительства опубликовать свои налоговые декларации, а также декларации мужей, жен и несовершеннолетних детей. Президент и премьер также опубликовали свои декларации. Напомним, что высшие чиновники администрации президента и правительства, а также президент и премьер должны подавать декларации в налоговые органы с 1997 года на основании указа Бориса Ельцина. Этот порядок был расширен в декабре прошлого года для Белого дома поправками к закону "О правительстве", для администрации соответствующее распоряжение подписал ее глава Сергей Нарышкин (см. "Ъ" от 25 марта). Эти же декларации по законам о государственной гражданской службе и противодействии коррупции должны подаваться и в кадровые службы ведомств. Обязанности публиковать декларации ни в указе, ни в законе нет. Как подчеркивают в Кремле, это сделано на добровольной основе.

"Хорошо, что декларации опубликованы, но чтобы это работало не только на выявление неуплаты налогов и удовлетворение общественного любопытства, но и на борьбу с коррупцией, нужно сделать еще ряд шагов",— заявил "Ъ" директор департамента административной реформы Центра стратегических разработок Владимир Южаков.

Эксперты отмечают ряд дырок в антикоррупционном законодательстве. Так, доходы, которые чиновник не желает афишировать, можно записать, например, на совершеннолетних детей — при принятии антикоррупционного пакета прошлой осенью законодателями был сужен состав контролируемых родственников. Кроме того, подача деклараций в налоговую службу означает лишь проверку доходов чиновников на предмет уплаты налогов. Для борьбы с коррупцией необходим еще контроль над расходами. Эти нормы также не были внесены в антикоррупционный пакет.

Еще более важной является подача тех же деклараций работодателю. Однако и здесь не хватает законодательных норм. В законе "О противодействии коррупции" установлено, что эти сведения должны проверяться на достоверность — либо работодателем, либо "путем направления в порядке, устанавливаемом президентом РФ, запроса в правоохранительные органы или госорганы, осуществляющие контрольные функции".
Однако этого порядка тоже пока нет.

Господин Южаков, кроме того, поясняет: "Важно не то, сколько заработал чиновник, не то, сколько у него есть недвижимости или автомобилей, а источники доходов и то, что он для их получения не использовал служебное положение. Для выявления этих фактов в антикоррупционном законе есть нормы о конфликте интересов, однако они сформулированы слишком мягко".

Напомним, что законом лишь установлено, что чиновник "обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов" и что он должен "в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно".

Владимир Южаков считает, что эти нормы должны быть жестче. "Необходимо, чтобы чиновники заполняли и публиковали специальную декларацию о конфликте интересов,— говорит он.— Там должны быть указаны все объекты, где у чиновника, членов его семьи, друзей может быть интерес. Если чиновник пришел на госслужбу не из бизнеса и у него нет никаких предприятий, то еще можно предполагать, что все имущество, которое он декларирует, получено законно. А если у чиновника за плечами набор аффилированных предприятий, то он может получить какой-то доход или имущество за предоставление кому-то льгот, преференций. При этом эти доходы могут быть правильно задекларированы — и ни у налоговой службы, ни у работодателя претензий не вызывают". (Действительно, чиновник ведь может, например, повысить доход от ранее имеющихся у него и переданных в управление акций предоставлением преференций данной компании.) По словам эксперта, в Швейцарии подобные декларации даже предоставляются партнерам по переговорам. "Там должно быть указано, что, например жена чиновника — член правления такой-то компании. Тогда ни он, ни его подчиненные не могут принимать решение по этим компаниям",— говорит Владимир Южаков.

Источники "Ъ" в президентской администрации вчера согласились с тем, что публикация деклараций — это первый шаг на пути борьбы с коррупцией. "Это демонстрация к готовности сделать процесс контроля над доходами чиновников публичным. Мы будем и дальше развивать антикоррупционное законодательство. Все нормы заработают в дальнейшем в полной мере вместе с нормами о конфликте интересов",— заявил "Ъ" источник.