Начнут ли российские страховщики ценовые войны?

На модерации Отложенный

История ОСАГО идет к развязке. Тарифы, не менявшиеся с 1 июля 2003 г., в прошлом месяце были повышены, причем весьма существенно. А теперь эту меру собираются дополнить прямо противоположной: ФАС разработала проект постановления о том, чтобы объявить нынешние ставки ОСАГО не жестко заданными, а всего лишь максимальными. Страховщикам это позволит снижать цену полисов по своему усмотрению. ОСАГО, когда-то задуманное как система строго рассчитанных тарифов, переходит на рыночные рельсы. Что это принесет компаниям и их клиентам?

Дайте срок

Жаловаться, что ОСАГО скоро станет убыточным, страховщики начали почти сразу после его введения. И тогда же клиенты впервые стали возмущаться, что тарифы чересчур высоки и страховые компании пролоббировали себе сверхприбыли. Кто прав? Первое время после введения ОСАГО, когда свою ответственность автомобилисты уже застраховали, а попасть в аварии почти никто не успел, на выплаты шли считаные проценты собранных премий. Время все расставит по местам, объясняли страховщики и чиновники, правильная статистика будет лет через пять.

Прошло почти шесть. Доля выплат по страховке росла — сначала быстро, потом медленнее. По итогам девяти месяцев прошлого года она достигла 57,7%. Много это или мало? В распределении собранных по ОСАГО премий вольности запрещены. 20% идет на расходы по ведению дел, 3% — в фонд для выплат пострадавшим, с которыми не смогли рассчитаться компании. Еще 5% страховщик может записать себе в прибыль. Остальные 72% должны идти на покрытие убытков по ДТП. Судя по статистике, даже в прошлом году они были использованы на это лишь частично. 14,3% собранных премий — по итогам девяти месяцев примерно 8,5 млрд руб. — оказались как бы лишними и должны отправиться в специальный резервный фонд. Госдума все никак не соберется принять закон о его использовании.

Если бы не новые тарифы, процент выплат рос бы и дальше. Ремонт и лечение дорожают. Страховая культура водителей повышается, вздыхают страховщики: все реже случаи, когда они могли бы обратиться за компенсацией, но по незнанию не сделали этого. А тут еще ввели так называемый европротокол — возможность регистрировать сравнительно безобидные ДТП без участия ГАИ. Раньше в такой ситуации люди могли разъехаться, не дождавшись инспектора и махнув рукой на выплаты.

Но, с другой стороны, немало есть и факторов, тормозящих рост выплат. Автопарк увеличивался последнее время примерно на 15% ежегодно. Аварийность росла куда медленнее: например, в 2007 г. лишь на 2,1%. Доля попадающих в ДТП машин уменьшилась, что страховщикам на руку. Средний размер выплат растет намного медленнее инфляции: с 2003 по 2007 г. он увеличился лишь на 12% и достиг 23 340 руб. И даже снижение продаж новых автомобилей, в марте достигшее 47%, может быть для страховщиков выгодным: парк опять начнет стареть, а компенсация за ремонт для старой машины меньше, поскольку при оплате запчастей учитывается степень износа.

Ясности с будущими доходами и расходами страховщиков немного. Как же они добились повышения тарифов?



Проблемы на местах

«По новым коэффициентам сначала были дискуссии, мы не сразу с ними согласились, — делится начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева. — Но нам были показаны цифры — в ряде регионов действительно катастрофическая ситуация. Не повысить было нельзя».

Антирекорд по ОСАГО принадлежит Архангельской области, где выплаты на 5% превысили сборы. Зато и тарифы здесь правительство увеличило сразу на 70%. На столько же — в Мурманской области, Адыгее, Пермском крае, на 60% — в Кемеровской области. «Первоначально исходили из того, что в Сибири люди ездят на старых машинах и бьются редко. А оказалось, что бьются часто и машины разные», — объясняет замгендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. Повысили тарифы и для молодых водителей. «Они ездят быстрее, а думают медленнее», — объясняет Иванов.

Штука в том, что, добившись повышения тарифов там, где дела были плохи, страховщики «забыли» о регионах, где все у них даже слишком хорошо. Например, про Ленобласть, где для выплат в прошлом году хватило 33% премий. Регионов, где выплаты ниже премий по крайней мере вдвое, наберется полтора десятка. Видимо, это и продиктовало необходимость вслед за поднятием ставок либерализовать рынок.

«Если сохранить жесткий тариф, в момент повышения всегда будет кажущаяся возможность огромных заработков страховщиков, а если долго не пересматривать — у них начнутся убытки. Нужно дать им возможность адекватно реагировать на ситуацию на рынке», — объясняет замруководителя ФАС Андрей Кашеваров. Ценовую конкуренцию он и сам заметил — те же предложения бесплатных талонов на бензин в виде бонуса для покупателя ОСАГО. Скидки незаконны. Но как уличить компании? Примерно половина полисов, по оценке начальника управления ОСАГО компании «Мегарусс-Д» Вячеслава Кузовкова, продается не напрямую, а через брокеров, получающих за это 10%. Они-то — мелкие фирмы и индивидуальные предприниматели — и предлагают скидки, жертвуя частью своей прибыли, утверждают страховщики. Но примеров, опровергающих эту теорию, немало. Полис от «Спасских ворот» нашел со скидкой 10%. А ОСАГО от «Конды» и «ЛК-Сити» брокер «Гарант-Сервис» предложил даже с 20-процентным дисконтом.

Узаконивание демпинга, предупреждает Кузовков, развяжет руки мелким ненадежным игрокам и вынудит прочих тоже снижать цены, что ведет к краху рынка.

Но возможности для маневра не безграничны: по законопроекту ФАС цена может снижаться лишь за счет расходов на ведение дел, на 20% максимум. В Москве, например, где выплаты составляют 41% премий, это крахом страховщикам едва ли грозит. На регионы, где, даже полностью отказавшись от компенсации за ведение дел, страховщики потратят на выплаты по ОСАГО менее 77% премий, приходится больше половины рынка. Если его либерализовать, резерв для скидок, похоже, найдется.