ЕГЭ может разрушить олимпиадное движение в школах
На модерации
Отложенный
С этого года в России впервые отменены вступительные экзамены в вузы. Поступить можно двумя путями: либо по результатам Единого госэкзамена, либо, минуя ЕГЭ - став победителем или призером одной из 120 олимпиад школьников. Вдобавок к этому списку есть Всероссийские олимпиады, которые ценятся выше других. Между тем, возникают опасения, что подобные льготы при поступлении могут привести к извращению самих целей олимпиадного движения, не говоря уже о возможности возникновения нового очага коррупции в образовании.
Немного истории
Собственно, появление такой олимпиадной льготы возникло исключительно в результате борьбы ректорского сообщества с ЕГЭ. Борьбе способствовало несовершенство тестов и заданий ЕГЭ. А еще вузовские преподаватели, в силу разных причин (1. чтобы не терять возможности подкормиться репетиторством; 2. понимая, что будущего студента нужно «видеть в лицо; 3. осознавая, что натаскивание на ЕГЭ вконец разрушит школу), были резко против Единого экзамена. Нужно было сделать так, чтобы ЕГЭ не оказался единственной формой поступления в вуз. Большую работу провел Российский Союз ректоров, возглавляемый ректором МГУ Виктором Садовничим. И в результате альтернативой Единому и неделимому стали олимпиады.
Сегодня, правда, когда критика ЕГЭ со стороны родителей, учителей и экспертов почти достигла своего пика, олимпиады стали козырем в руках чиновников от образования (вот вам – альтернативный путь поступления в вуз для самых талантливых)! Но дело в том, что, на первый взгляд, благое дело признания олимпиад, может угробить движение, изначально нацеленное на выявление и поддержку талантливых школьников.
Всем сестрам по серьгам
23 марта стартовал заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Победители и призеры этих олимпиад и раньше могли без экзаменов зачисляться в любой вуз страны. Но с 2007-го года принято новое Положение о Всероссийской олимпиаде школьников (реально действовать оно начнет только с этого года), которое несколько меняет правила игры.
По словам Назара Агаханова, руководителя национальной сборной России по математике и председателя Центральной предметной методической комиссии по математике Всероссийской олимпиады школьников, отныне олимпиады могут перестать отслеживать талантливых ребят. И таким образом, готовить интеллектуальную элиту страны. То есть, перестанут осуществлять свою главную функцию.
Дело в том, что с этого года из цикла Всероссийской олимпиады исключен Федеральный окружной этап. Теперь, после регионального этапа, его победители сразу едут на финал. Если раньше, на Федеральной окружной олимпиаде, школьники из разных регионов общались друг с другом, и могли сравнить свои достижения, то теперь этого нет. Самые слабые не попадали на финал, а теперь – попадают. Раньше сильным регионам выделялось больше квот, а теперь – всем сестрам по серьгам.
- Представьте себе округ, в котором 20 тысяч школьников и другой, где их в 30 раз больше, - рассказал «РЖ» Назар Агаханов. Так вот теперь из первого региона на финал едет один победитель, и из второго – тоже один. Ясно, что многие сильные ребята просто не попадают на заключительный этап олимпиады. Ведь чем больше в регионе населения, тем больше там сильных и талантливых детей. Это – закон природы.
От каждого региона на финал едут строго по одному человеку, кроме тех редких случаев, когда школьники показывают одинаковые результаты. Некоторые регионы искусственно склеивают результаты, чтобы больше ребят можно было отправить на финал.
В итоге получается, что в этом году подавляющее число сильных школьников из параллелей 9-го класса не попадут во всероссийский финал. Для 10-11-х классов это не так страшно. По Положению туда могут дополнительно попасть победители и призеры финала всероссийской олимпиады прошлого года. А девятиклассники участвуют в соревнованиях впервые, и у них шансов нет.
Скажем, в Московской области четыре школьника набрали по 49 баллов (из 56 возможных), но все они не могут поехать на финал. Зато школьники из другого региона, набравшие свои максимальные 15 баллов, едут!
Раньше, когда существовал Федеральный окружной этап, маленькие регионы имели право направить туда по одному человеку в параллели, а большие – по несколько школьников. Поэтому самые сильные там проявлялись. И потом уже по квотам, выделяемым федеральным округам, ехали на финал. А человек, с 15 баллами, в финал бы не попал».
Новая система выпячивает чисто спортивную сторону олимпиад (выявление победителя), но убивает основное их назначение – поиск талантливых детей, формирование будущей интеллектуальной элиты государства.
Скорее всего, ничего не зная о новшествах в Положении о Всероссийской олимпиаде, Министр образования Андрей Фурсенко провозглашает: "Подготовка талантливой молодёжи, способной обеспечить России достойное место в мире, начинается еще в школе. Важную роль в этом играют Всероссийские олимпиады школьников. Возникнув по инициативе выдающихся российских учёных, они быстро заняли достойное место в системе подготовки квалифицированных специалистов".
Новое Положение об олимпиадах готовил Минобрнауки. При этом исполнителем является Федеральное агентство по образованию. Получается, что Министерство не очень «понимает», что варится в Агентстве. Иначе объяснить это нельзя.
Единственное, что можно исправить в этом году – увеличить число девятиклассников в финале. То есть, послать туда лучших по общероссийскому рейтингу. Скажем, школьников, набравших более 48 баллов на региональном этапе. Это, кстати, не противоречит новому Положению.
Все ринулись на олимпиады
Если говорить об остальных 120 олимпиадах, которым присваивается первая, вторая или третья категория, то там победа по тому или иному предмету, будет приравнена к сданному ЕГЭ. То есть, если вы победили по географии, то этот предмет вы по ЕГЭ не сдаете.
Цена вопроса очень высока. А потому, если раньше в таких интеллектуальных соревнованиях участвовали только те, кто действительно интересовался наукой, то теперь – все, кто хочет поступить в вуз, минуя ЕГЭ. В итоге - бешеный всплеск участников.
Только что прошла авторитетнейшая Московская математическая олимпиада, в которой участвовало около пяти тысяч человек. Это олимпиада первого уровня. По словам Ивана Ященко, директора Московского Центра непрерывного математического образования, до трети ребят в этом году, участвовали в Олимпиадах в первый раз.
И они не имели ни малейших шансов что-то выиграть. «Я не помню случая, чтобы в 11-м классе выиграл ребенок, который не бывал на олимпиаде раньше, – сказал «РЖ» Иван Ященко. - Все победители-одиннадцатиклассники до этого уже засветились на Московской математической: кто-то во второй, кто-то в третий раз. Для нас это способ дополнительной защиты олимпиад от коррупции. Мы активно распространяем книжки, листовки об олимпиаде. Чтобы, с одной стороны, не ограничивать участие в ней ребят, а с другой – чтобы не было ситуации, когда приходят совершенно неготовые дети».
То есть, если олимпиада проводится честно, и действительно нацелена на выявление талантов, любой школьник победить в ней не может.
Чтобы олимпиады не утратили своего авторитета, по словам Ивана Ященко, нужна их систематизация по уровням задач. Эти уровни должны быть ориентиром и для вуза.
Собственное мнение по поводу систематизации олимпиад высказал и зам. Министра образования РФ Исаак Калина: «У меня есть одно иезуитское предложение – заявил он на секции на Съезде ректоров России. - Я знаю, как без всякой экспертизы отобрать олимпиады высшего уровня. Нужно просто сказать, что ею признается та олимпиада, результаты которой соглашается принимать МГУ, СПбГУ, Бауманка, ЛИТМО и еще десяток ректоров. 57 вузов, победивших в нацпроекте. А если кто-то из этих великих не захочет принимать результаты такой олимпиады, значит, знает он ее истинную цену».
Почему олимпиады должны давать льготы
Правда, куда более иезуитским (это самохарактеристика высокого чиновника) кажется другое высказывание зам. министра: «Хорошо бы разделить цели профильного обучения и цели олимпиад. Мне всегда казалось, что если у профильного обучения целью является выбор и изучение предметов на профильном уровне для поступления в вуз, как задача №1, а задача №2 – определение и развитие способностей, то хотелось бы, чтоб у олимпиад все было с точностью до наоборот. Главная их задача – помощь в определении и развитии способностей, а поступление в вузы – сопутствующая задача. К сожалению, мне кажется, что в последнее время и у олимпиад произошел перевертыш, и на первое место вдруг стало выходить поступление в вуз.
Если нормально проводится ЕГЭ, и если нормально проводятся олимпиады, то множества 90-балльников и выше и множества победителей олимпиад, практически совпадают. Если они не совпадают, то что-то одно провели неправильно».
И еще Исаак Калина считает: «Нет проблемы у заслуженных победителей олимпиад поступить в вуз. Они бы сдали и любой вступительный экзамен. Ему не нужна поблажка по математике: он подтвердит ее и на ЕГЭ, и на вступительном. Нужно, чтобы мы держали в голове: олимпиада – это не поступление в вузы. Это так, сопутствующее».
Иезуитским это высказывание можно назвать хотя бы потому, что именно Минобраз изначально продавливал ЕГЭ как единственную форму вступительно-выпускного экзамена. А олимпиады возникли, как противодействие ЕГЭ. Превращение их в способ альтернативного поступления в вуз случилось именно «благодаря» Министерству.
К тому же, утверждение, что любой победитель олимпиады с легкостью сдаст ЕГЭ на 100 баллов, опровергается специалистами.
По утверждению Ивана Ященко, 10% одареннейших ребят, которые не сдадут ЕГЭ на 100 баллов, это вообще – самые лучшие: «Победители дипломов первой степени московской математической олимпиады на 100% решили самую трудную в ЕГЭ часть «С». А в самой простой, тестовой части, в одной задачке где-то ошиблись. У них у всех – 92 балла. Но в топовый вуз нужно набрать, например, 94-96 баллов.
А среди победителей дипломов третьей степени – наоборот много стобалльников. Потому что эти ребята – чуть менее звездные, но они – стабильные и хорошие.
Суперодаренный человек может решить все задачи, но в каждой допустить небольшой недочет. Мы ищем алмазы. Нам не нужна выработка руды. А на ЕГЭ мы выбираем руду. На олимпиаде же задача – найти один алмаз».
Иван Ященко привел неопровержимое доказательство необходимости льгот при поступлении для призеров олимпиад: «У нас есть один талантливый юный математик – победитель нашей олимпиады. Он – глухой. С этим связана его врожденная безграмотность. Так вот, ЕГЭ по русскому языку он не может сдать в принципе. Единственный для него шанс автоматом поступить в сильный вуз – выиграть Всероссийскую олимпиаду по математике».
Владимир Васильев, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики (ЛИТМО), вице-президент Российского Союза ректоров, тоже считает, что отменять льготу для призеров олимпиад недопустимо. Во-первых, победители олимпиад далеко не всегда пересекаются с высокобалльниками по ЕГЭ. А, кроме того, такая льгота нужна как воспитательная мера: «Ребята, сидящие в одном классе с победителем олимпиады, должны видеть, что если ты старался, работал (с 7,8,9 класса), ты получил по заслугам. Тебя заметили! И это важно для 20 человек, которые сидят рядом. Чтобы они понимали, что не деньги и не клановость все решают. Что через свой труд можно стать конкурентоспособным. Это тоже воспитание человека».
А вообще-то, с олимпиадами далеко не все продумано. Например, бывают ситуации, когда льгота, которая дается на поступление по направлению подготовки специальностям, не соответствует профильному предмету, который сдается через ЕГЭ: «Скажем, есть олимпиада по математике и перечислены специальности и направления, дающие льготу призеру. Но в некоторых перечнях направлений подготовки специальностей профильным предметом является физика. А школьник победил в математике. И здесь – нестыковка».
И наоборот: есть технологические олимпиады, которые носят широкий характер. Их победителям может засчитываться в качестве льготы и математика, и физика, и химия. То есть, достаточно широкий спектр. Такого быть не может.
P.S.: На самом деле истоки всех этих проблем связаны с введением ЕГЭ. Есть опасение, что слово на три буквы может разрушить не только систему школьного образования в целом, но и олимпиадное движение, до сих пор считавшееся самым чистым и бескорыстным.
Комментарии
Не совершенство ЕГЭ ( как и его необходимость) в общем-то очевидны.
Меня удивляет, как наше правительство хочет получить результат не неся расходов?!
Олимпиадное движение не финансируется практически ( ни преподаватели, ни призы нормальные). И на ЕГЭ что платят учителям там -- это национальный позор. Особенно если с китайцами сравнивать. У них на зарплату люди жить могут. а у нас две ставки только на выживание ... откуда прогресса ждут я не пойму
А статья, вполне конкретное подтверждение этому тезису.
Министерство образования-это не благодетели народные, как кому-то кажется. Это чиновники, со своими узкочиновничьими интересами. Задача страны какая? Обслуживать Трубу. А для этого шибко грамотных много не надо. Вот и выполняется действительный, а не декларируемый социальный заказ-гробить образование.
А детишек талантливых жалко. Я как риз их подготовкой занимаюсь. На самом деле их совсем не много, и не у всех из них обеспеченные родители.
Добить олимпиадное движение-это великолепно выполненнй удар по будущему развитию страны. Лучшей пакости и придумать трудно.