Российская экономика: чей прогноз хуже?
На модерации
Отложенный
8 апреля сразу четыре высокопоставленных чиновника и банкира огласили свое видение происходящего в российской экономике. При этом каждый из них противоречил друг другу.
Наиболее оптимистичные заявления озвучивал первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев. Так, по его словам, чистый отток капитала из РФ по итогам 2009 года может составить меньше 70 млрд долларов. «А положительное сальдо торгового баланса в 2009 году может составить 50-80 млрд долларов, — добавил он. — «Инфляция может быть ниже даже 12%».
Все это позволяет, как считает Улюкаев, сделать прогноз, что «экономика России уже сделала жесткую посадку». «Самое плохое позади!», — пояснил он.
Положительные тенденции, наблюдаемые Улюкаевым, должны привести к понижению Центробанком ставки рефинансирования. «Это произойдет уже во втором квартале», — заявил первый зампред ЦБ.
Однако помощник президента Аркадий Дворкович ответил Улюкаеву, что «снижение процентных ставок ЦБ РФ не приведет к росту кредитования».
В то же время Дворковича не устраивает и высокая ставка рефинансирования. «Такие ставки означают, что уровень прибыльности, рентабельности проектов должен быть запредельно высоким», — сокрушается он.
Сомневается Дворкович и в том, что «худшее позади». «Пока не ясно, прошли ли мы все волны кризиса, в том числе на глобальном уровне?», — задается он вопросом.
В свою очередь первый вице-премьер Игорь Шувалов рассказал своим коллегам, что «тяжелый период продлится около трех лет». При этом он сомневается, что «вливания государства в инфраструктурные проекты, в том числе транспортные, энергетические, строительство, могут перевернуть ситуацию и решить все вопросы в одночасье».
Тем не менее, и Шувалов отчасти верит, что в России не так уж все и плохо. По каким-то параметрам — даже лучше, чем в США или в Европе. «Россия в целом находится в лучшем состоянии для структурных преобразований. Если посмотреть на европейские страны или США, то они для структурных преобразований пенсионной реформы, реформы образования, здравоохранения могут не так гибко отреагировать. Мы эластичнее можем отреагировать на те преобразования, которые необходимы!», — проинформировал он.
Глава Сбербанка Герман Греф сосредоточился не на макроэкономических прогнозах, а на своей нынешней профессиональной сфере.
«Банки не должны наращивать кредитные портфели в условиях роста «просрочки» — предостерегает он. По его словам, недавно началось абсолютное падение кредитного портфеля банковской системы. «Пытаться его удержать в положительной шкале невозможно, как показывает опыт многих стран. Да это и не нужно, так как создает новые риски, — объясняет он. — Темпы роста просроченной задолженности составляют около 20% ежемесячно и месяц от месяца ускоряются».
Единственный совет, который дал Греф властям — это «быстрее определиться с решением «плохих» долгов». «Правда, это непопулярная тема», — заключил он.
Опрошенные BFM.ru эксперты также не смогли прийти к единственному мнению по поводу перспектив выхода России из кризиса.
«Шувалов прав. Все!», — заявил BFM.ru президент Института энергетики и финансов Леонид Григорьев, комментируя высказывание первого вице-премьера о том, что кризис продлится около трех лет.
Дмитрий Абзалов, экономист Центра политической конъюнктуры России, рассказал BFM.ru, что разногласия ведомств существуют давно, частично они связаны с их различными сферами деятельности и ответственности. «Так, Минфин отвечает за инфляционный уровень, соответственно, Минфин борется за сокращение государственных расходов и стерилизацию денежной массы и выдает более консервативные прогнозы.
Минэкономразвития, напротив, отвечает за ВВП и экономический рост в стране, поэтому и настаивает на более оптимистичном прогнозе: ведомство пытается активизировать инвестиции в инфраструктуру и другие проекты, а при продолжительном кризисе это проблематично», — отмечает он.
По словам Абзалова, среднюю позицию занимают вице-премьеры Жуков и Шувалов. «В частности, Шувалов отвечает за антикризисную политику, а для того, чтобы эффективно работать в этом направлении, необходим также относительно стабильный прогноз. Отдельной политики придерживается ЦБ: в случае, если не удастся удержать курсовые колебания в рамках, очерченных в январе, Игнатьев рискует потерять кресло, поэтому прогнозы о том, что кризис и отток капитала закончатся не скоро, для ЦБ не выгодны — это может негативно сказаться на национальной валюте», — полагает он.
Александр Баранов, главный стратег ИК «Норд-Капитал», ищет в высказываниях российских чиновников и банкиров их приверженность к тому или иному периоду истории. «Если исходить из кризисов последних 60 лет, когда все экономические проблемы длились не более двух кварталов, то дно нынешнего кризиса действительно уже пройдено и вскоре нас ожидает свет в конце тоннеля. Сторонники сравнивать нынешнюю ситуацию с депрессиями первой половины двадцатого века придерживаются мнения, что кризис продлится еще очень долго», — поясняет он BFM.ru.
Как напомнил BFM.ru гендиректор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян, накануне сегодняшнего выступления Улюкаева было сходное заявление Игнатьева, который констатировал, что все показатели, по которым отслеживают состояние экономики, пришли в норму. Кроме одного: объема кредитования.
Поэтому действительно, можно констатировать, что экономика совершила жесткую посадку и в этом смысле Улюкаев прав, но сейчас, по мнению экономиста, главная задача правительства — любыми способами нарастить объемы кредитования реального сектора, причем неважно за счет каких средств: национальных банков или, что дешевле, при помощи иностранного капитала под госгарантии.
Сейчас у предприятий, которые в период, когда денег было много, привыкли жить без оборотных средств, отсутствует возможность кредитования. И если сейчас кредитную массу, которую промышленность и другие сектора должны выплатить по кредитам, у них отобрать, то экономику ждет еще одна, но уже более жесткая посадка примерно в конце нового квартала.
«Поддержка финансового сектора — это важно и это надо делать. Но проблема в том, что часть денег по выданным кредитам банки получат, но обратно кредиты экономике не выдадут. Поэтому сейчас основная проблема — и в этом состоит искусство правительства — восстановить кредитование и если мы это не сделаем, то это будет уже наша вина, так как основную порцию «подарков» от мировой экономики мы уже получили и очень неплохо вышли из этой ситуации»,— считает Микаелян.
Комментируя идею Шувалова о необходимости проведения структурных преобразований, экономист отметил, что таковые «по приказам» не возникают, а появляются в результате наличия в экономике реальной конкуренции, когда собственники рискую собственными активами. Любые структурные преобразования — это борьба за эффективность и если риска потери активов нет, то это профанация.
«Если мы грамотно пройдем этот этап, то уже во второй половине года получим рост производства и экономики. При этом я надеюсь, что разорится половина банков, так как наличие такого большого количества ненадежных кредитных учреждений — это уже настоящий гнойник. Кроме того, сейчас нужна правительственная программа поддержки реального сектора, которой по-прежнему нет», — заключил Агван Микаелян.
Комментарии