Охота на звезд в России не может стать бизнесом?
                        На днях американский киноактер Эштон Катчер опубликовал в своем твиттере снятую мобильником фотографию женской попы в белых трусах с припиской: «Тс-с, жене не говорите». Жена — Деми Мур — откликнулась в собственном твиттер-аккаунте, после чего даже не верящим глазам своим стало ясно, что эта 25-летняя попа действительно принадлежит 46-летней кинозвезде.
Будь Катчер папарацци, снимок (и еще несколько, где все-таки что-нибудь висело, морщинилось или заголялось) ушел бы за сумму, оправдывающую покупку телефона с камерой. Во всяком случае, основатель популярнейшего селебрити-блога и фотоагентства X17 американец Франсуа Наварр не мелочится, рассуждая о расценках на работу папарацци.
Скандальный эксклюзивный снимок действительно известной и в данный момент востребованной в медиа персоны может стоить и 10 тыс. долларов, и даже больше, если повезет. Обычно же речь идет о нескольких сотнях за интересное фото селебрити средней руки.
Однако родственники звезд, имеющие доступ к телу, доверием не торгуют, и на большинстве снимков в микроблоге Катчера его жена улыбающаяся, накрашенная и одетая. Поэтому отдуваться приходится профессиональным папарацци: они неделями сидят в засаде, часами торчат у чужих дверей и готовы засунуть камеру куда угодно — если, конечно, дотянутся.
Хлеб их тяжел — читатели требуют поражающих воображение картинок. Кадры из нового home-видео Пэрис, ожоги Тины и целлюлит Скарлетт помогают распродать весь тираж селебрити-еженедельника, но тут же приходится искать материалы для нового выпуска.
Немного легче обстоят дела с профильными веб-сайтами: интернет резиновый. Сайт под завязку забивается всеми имеющимися снимками, позволяет показывать снятое на тот же телефон видео и развлекать публику, предлагая ей самостоятельно измываться над знаменитостями. Аудитория нетребовательна — каждому из нас случалось кликнуть на баннер «Алла Пугачева съела ежа! ФОТО» и иногда даже с интересом зависнуть там на пару минут.
Еще проще живется многочисленным селебрити-блогам, которые делаются на коленке и не требуют никаких начальных вложений: бесплатный движок, краденные из фотобанков изображения и сплетни в бесконечных ссылках друг на друга. Большинство из них ничем от прочих не отличаются и не имеют никаких конкурентных преимуществ, зато их владельцы регулярно получают чеки от Google Adsense, поскольку принадлежащий тому же Google блогхостинг Blogspot.com ничего против размещения рекламы пользователями не имеет, а в топах поисковых запросов находятся сплошь богатые и знаменитые. Выкупил ОК! право на публикацию побрившейся наголо Бритни, и конкуренты сидят без фотографий. Зато в блогах всё есть.
Сами же блогеры, как правило, фотоконтент не производят — недосуг, надо блог обновлять. А блогообразные производители собственной фото- и видеопродукции имеют более или менее традиционную издательскую систему: одни с камерами бегают, другие тексты пишут, третьи сайт развивают и снимки продают. Ведь контента набирается такое количество, что рядовой пользователь и потребить его целиком не может, и денег в пересчете на потраченные усилия приносит маловато.
Кроме того, продажа фотографий материальным медиа до последнего времени была неплохим бизнесом. Сетевые издания передают снимки своим лицензиатам, а также кооперируются с партнерами на других континентах, как, например, делают People и Hello!, делящие расходы на закупку эксклюзива и географию распространения. В результате их предложения перекрывают любые радости ведения фотоблога без перепродаж. Поэтому фотоленты при агентствах вроде того же X17 или Splash News — это вишенка на торте, дополнительное промо, демонстрация возможностей и нелишняя копейка с идеи диверсификации бизнеса.
Правда, всё вышесказанное относится к странам развитого капитализма. В России постройка дела, основанного на интересе к цвету чужих трусов, занятие не для слабонервных. Отсутствие рынка сильно занижает расценки на фотопродукцию — ее просто некому продавать, в то время как затраты не снижаются. Сетевые еженедельники придерживаются политики нейтралитета в лучшем случае — им жертву пластической хирургии еще звать елки украшать, поэтому лучше не ссориться. А активных любителей жареного можно пересчитать по пальцам одной руки.
Когда авторы журнала «Папарацци» еще не знали, что им удастся запустить свой проект, они предлагали 100 долларов за снимок — сравните с несколькими сотнями на Западе, с которых только начинается отсчет за среднее фото. А ведь отечественные папарацци точно так же охотятся за фотографиями: собирают информацию, сидят в засаде и выслеживают. Если же где и промелькнет постановочный снимок под видом найденного пронырливым папарацци, их уже трудно обвинить в нежелании работать — мечты плохо окупаются.
К тому же существует неприятная особенность, о которой регулярно забывают: в России отсутствует индустрия звезд в ее привычном понимании. Есть какие-то люди, которым удается разными путями попасть в телевизор. Некоторые из них талантливы и трудолюбивы, но выставленная планка настолько низка, что разница между ними и остальными участниками «Песни года» в итоге нулевая, а мировых звезд, ради которых можно было бы работать, нет вообще.
Знаменитость же должна лезть из всех щелей, чтобы сконцентрировавшийся на селебрити российский блогер ее не только заметил, но и опознал как знаменитость, причем достойную его, потребителя, всего нового на YouTube и всего свежего на Ohnotheydidnt. То есть Олега Газманова уже не предложишь, а других селебрити с деньгами, привлекательностью и способностью терпеть незваных фотографов, нет.
Западным селебрити-блогерам, собственно, и не нужно сидеть в Сети — достаточно включить телевизор с очередным выпуском местного аналога «Танцев со звездами», чтобы разродиться историей о втором подбородке «прекрасной няни», в то время как российский блогер по зомбоящику смотрит разве что футбол. Поэтому рано или поздно становится он страшно далек от народа, интересами обрастает субкультурными и ни о каких доходах с крайне небольшой его аудитории речи быть не может.
Изредка случаются, разумеется, и исключения. Фотограф Александр Жданов сам втирается в доверие к селебрити, сам снимает, сам ведет блог, сам его раскручивает, выбивая из читателей ссылки в обмен на фотографии, чтобы нарастить индекс цитирования. Постоянная аудитория блога Жданова — 20 тыс. человек. Не бог весть что по сравнению с двумя с лишним миллионами уникальных пользователей ежедневно, как на Perezhilton.com, но значительно крупнее большинства российских блогов.
Сравнение можно продолжить: сайт Переца истерически розовый, а оформление блога Жданова при прокрутке вызывает морскую болезнь. Перец ворует фотографии, а Жданову лучше бы выбросить фотокамеру. Переца зовут сниматься в эпизодах сериалов о СМИ, показывают в кино и предлагают теле- и радиоэфир, а Жданов называет себя официальным фотографом «Евровидения», хотя согласен работать и на свадьбах.
В конечном счете нередко истинная цель некоторых активных селебрити-блогеров, которая их и делает такими похожими, состоит в том, чтобы самим прославиться и начать капитализировать собственное имя. Освещение чужой жизни в таком случае становится лишь первой ступенькой и используется для разворачивания саморекламы. Но это уже совсем другая история.
                        
                    
 
                    
Комментарии