Отечественная экономика балансирует на грани выживания

«Ставка рефинансирования ЦБ на уровне 13% безумна» — заявил глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов на совещании в Волгограде. С этим можно связать львиную долю проблем реального сектора: на выживание в кризис и уже тем более на модернизацию, о которой говорит правительство, нужны деньги. А доступа к ним промышленники получить не могу, как ни бьются. С теми процентными ставками, которые предлагают «дома», можно работать только себе в убыток.

Ставка рефинансирования ЦБ, от которой «пляшут» ставки по кредитам в российских банках, сегодня составляет 13%.  На выходе завод может рассчитывать в лучшем случае на 20% годовых. Добавьте сюда падающий спрос, пикирующие цены, как следствие сокращение производства. Вот вам и нынешняя картина жизни реального сектора. Стоит ли удивляться что «антикризисные» деньги из госбюджета не доходят до предприятий?

Кризис добрался до реального сектора экономики куда быстрее, чем ожидали власти. Это понятно даже из сухой статистики: 30% предприятий балансируют на грани банкротства, те, кто сохранил хрупкое равновесие, вязнут в долгах — общая кредиторская задолженность предприятий «Ростехнологий» только за 9 месяцев прошлого года составила 625 млрд рублей. И это далеко не окончательные цифры. Металлургия первой ощутила на себе «кризисную лихорадку», отмечают работники волгоградского «Красного Октября»: резко сократился спрос на прокат, потянув вниз цены на основное сырье — металлолом, ферросплавы, промышленные металлы.

Заводы оказываются в западне, они вынуждены снижать инвестиции в производство, сокращать работников, и отчасти из-за этого становится все более непривлекательными для сотрудничества. Получается замкнутый круг. При этом поддержать российских металлургов не стремятся даже соотечественники — ряд предприятий-производителей продолжает закупать металл в Германии и других европейских странах, игнорируя наши заводы. «Мы будем собирать все предприятия, которые работают с металлом и будем договариваться с ними, чтобы они закупали нашу продукцию и ни в коем случае не зарубежную. Этого быть не должно» — резюмировал глава «Ростехнологий».

Но главное зло Сергей Чемезов видит в другом: «Основная проблема — это процентная ставка. Здесь даже не вина банков, а ЦБ, так как ставка рефинансирования просто безумная — 13%. Если во всем мире она опускается до нуля, то у нас растет. Объяснения председателя ЦБ и министра финансов я просто не понимаю». Предприятиям ГК вновь приходится посматривать «налево» - на Запад, где кредиты по-прежнему дешевле.

Вопрос — чем им придется расплачиваться с западными кредиторами — остается открытым.