Европа \"купит\" Украину и Беларусь?
На модерации
Отложенный
Украина, Беларусь, Грузия и еще три страны бывшего СССР попали в поле зрения Еврокомиссии. На этот раз решающую роль сыграл не газовый кризис, война или ущемление прав оппозиции, а желание Европы усилить свое влияние малыми деньгами.
На саммите ЕС, 23 февраля, было объявлена дата официального старта проекта "Восточное партнерство" (7 мая), в который войдут Украина, Беларусь, Грузия, Азербайджан, Армения и Молдавия, а также обещана помощь в размере EUR350 млн., то есть по EUR58 млн. на страну.
Естественно, этой суммы не хватит ни на обуздание коррупции, ни на инфраструктурные проекты, ни даже на лояльность отдельно взятой страны. Более того, эти деньги планируется выделить не сразу, а до 2013 года. Для сравнения: Еврокомиссия выделила Грузии EUR500 млн. на восстановление после войны, а Молдавии - EUR20 млн. на реформы.
Еврокомиссар по внешним связям и политике еврососедства Бенита Ферреро-Вальднер призвала ЕС тратить больше денег в рамках программы "Восточное партнерство", а нынешнее скудное финансирование объяснила кризисом.
Пока проект существует, главным образом, на бумаге. 7 мая в Праге "Восточному партнерству" будет дан официальный старт, после чего начнется рутинный процесс переговоров о содержании и даже названии рамочного документа. Украина в лице вице-премьера Григория Немыри принципиально "за". Со стороны ЕС тоже нет препятствий для реализации проекта - как нет и денег на него.
Напомним, проект "Восточного партнерства" был предложен Польшей и Швецией вместо политики добрососедства, которая охватывала общее пространство вокруг ЕС и оказалась недейственной. Весной прошлого года европейская политика дифференцировалась: возник Средиземноморский союз (он уже утвержден) и проект "Восточного партнерства" с небольшим приоритетом в пользу первого. После грузино-российской войны необходимость такой дифференциации стала еще очевиднее. Россию и Турцию пригласили в "Восточное партнерство" в качестве наблюдателей.
Восточный акцент
Насколько эффективной окажется новая инициатива, будет зависеть как от готовности "шестерки" максимально быстро наполнить это соглашение реальным смыслом, так и от европейских бюрократов. А там ситуация оказалась весьма любопытной. Как рассказали источники "СЕЙЧАС", знакомые с ходом переговоров, даже этот скудный бюджет едва не поссорил членов ЕС.
На заседании Совета министров по общим делам и внешним отношениям ЕС возникли очень серьезные разногласия. Несколько стран заявили, что их не устраивают цели, на которые пойдут эти деньги. Так, Франция предложила две трети от этой суммы (EUR350 млн.) направить на Средиземноморский союз и только одну треть шести бывшим республикам СССР. Это, естественно, вызвало жесткий отпор у новых членов ЕС.
Пригласительные условия
Какую цель преследует "Восточное партнерство"? Официально его программа призвана интегрировать постсоветские страны в Европу, сблизить экономики и усилить энергетическую безопасность.
Неофициальная же задача проекта - "колоть" СНГ, чтобы Россия была сговорчивее, а Европа усилила свое влияние в шести странах. Так пояснил свое видение интернет-газете "СЕЙЧАС" директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов со ссылкой на комментарии в европейской прессе. Ключевая страна - Армения, от влияния на которую зависят позиции России на Кавказе.
Другими словами, если Россия применяет в отношении Европы принцип "разделяй и властвуй", то Евросоюз платит ей той же монетой. Как отметила Ферреро-Вальднер, "Восточное партнерство" будет своевременным шагом после "грузинской войны и российско-украинского кризиса".
Лукашенко открывает Европу
А вот где действительно образовались новому предложению - это в Беларуси. Первым финансовую поддержку Минску с целью возвращения белорусов в европейскую семью пообещал Верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, который посетил Минск на прошлой неделе. Это дало повод Александру Лукашенко говорить о потеплении отношений между Минском и Евросоюзом и даже назвать сумму - EUR600 млн., которую Еврокомиссия истратит на его страну в рамках "Восточного партнерства".
Но эту версию опровергают белорусские издания, в которых отмечается, что Лукашенко торгуется с Россией и Западом и хорошо играет на конъюнктуре.
"Закавыка в том, что и Москве, и Европе, и еще кое-кому наши деятели по большому счету пытаются всучить "куклу". Так, Кремлю предлагается липовое стратегическое партнерство, а Брюсселю - муляж демократизации", - восклицает Александр Класковский на страницах "Белорусских новостей".
Более того, Лукашенко выдвинули условия сотрудничества. В частности, одним из критериев, по которому Евросоюз будет оценивать успешность сотрудничества с Белоруссией, станет непризнание Абхазии и Южной Осетии.
По поводу соседства Украины с недемократической Беларусью в рамках одного проекта украинские эксперты просили не переживать. "В Беларуси, с одной стороны, сложнее ситуация с демократией, а с другой - она осталась монолитной и не подвержена тем рискам, которые существуют в Украине. В частности, там нет межклановой борьбы, поскольку есть только один клан - Лукашенко. Она более предсказуема, чем Украина", - отметил интернет-газете "СЕЙЧАС" эксперт Института внешней политики Александр Палий. А президент Центра европейских и трансатлантических студий Алексей Коломиец добавил, что режим Лукашенко не настолько жесткий, как кремлевский. "Визит Соланы подтвердил, что проблески каких-то демократических, не совсем тоталитарных изменений со стороны Лукашенко происходят", - отметил эксперт интернет-газете "СЕЙЧАС".
Не забыть об Украине
Но если "Восточное партнерство" в обозримой перспективе не просматривается, то глобальный кризис может оказать существенное влияние на вектор стратегического развития Украины. Гамлетовский вопрос для Киева заключается в том, где брать деньги - у МВФ или в РФ.
Оказавшись в критический момент без поддержки со стороны МВФ и Евросоюза, Украина будет вынуждена принять российские условия, которые пока не озвучены официально.
"Если власть будет искать пути выхода из кризиса, она может обратиться к ЕС или РФ, в зависимости от того, кто проявит более конструктивный подход и предложит более существенную экономическую помощь. В этом случае возникнет внешняя зависимость в конкретных формах. Если власть ничего не будет делать, тот, кто выйдет из кризиса быстрее - Россия или ЕС - и у кого будут на этом этапе деньги, скупит по дешевке украинские активы", - считает Толстов.
Комментарии