На что рассчитывают компании, делающие подарки чиновникам?

На модерации Отложенный

Возможность прокатиться на автомобилях Toyota Prius с гибридным двигателем, которые пока не продаются в России, получили столичные чиновники. Управляющий директор японской «Тойота Мотор Корпорэйшн» Коэй Сага вручил Юрию Лужкову сертификат на пять машин этой марки — как было заявлено, в рекламных целях. С благодарностью приняв подарок, московский мэр передал его в собственность города, а позже издал распоряжение отдать автомобили Государственному природоохранному центру. В свое время так же поступили и власти Санкт-Петербурга: на церемонии открытия первого российского завода под Северной столицей японский автопроизводитель презентовал им три автомобиля марки Camry. По решению Смольного машины достались социальным учреждениям и правоохранительным органам города.

С точки зрения закона придраться не к чему. По словам управляющего партнера адвокатской конторы «Раппопорт и партнеры» Александра Раппопорта, существует прямой запрет на подарки должностным лицам стоимостью выше 3000 руб. — они могут квалифицироваться как взятка. Впрочем, ценные презенты зачастую преподносятся не конкретным лицам, а организациям, на которые этот запрет не распространяется.

В любом случае в России дорогими подношениями официальным лицам удивить тяжело — дело привычное. Необходимость укреплять связи, обеспечивать поддержку проектов — все это в известном смысле стимулирует щедрость и зачастую косвенно снижает для дарителя (нередко иностранной компании) транзакционные издержки. Другое дело, что возможный эффект от подарка этим не исчерпывается. «Даря собственную продукцию, любой бизнесмен мечтает, чтобы бренд попал на экраны телевизоров в связке с именитым чиновником», — считает руководитель агентства «Старая площадь» Светлана Колосова.

Соседство может приносить компании неплохие дивиденды: все хотят прикоснуться к чему-то недоступному, быть хоть в чем-то похожим на сильных мира сего. «Чего стоит история с лабрадором Путина. После того как благодаря СМИ страна познакомилась с Кони, все стали покупать себе собак именно этой породы», — добавляет Колосова.

Спецпоставка техники компанией Sony, некогда оснастившей своими ноутбуками Vaio зал заседания правительства, наверняка осуществлялась не на безвозмездной основе, а явилась результатом победы в тендере. Но так или иначе расходы госбюджета на памятную закупку — ничто в сравнении с достигнутым компанией маркетинговым эффектом. Видимо, по счастливой случайности технику установили вскоре после решения о регулярной прямой телетрансляции заседаний кабинета министров, а также фактически в канун старта местных продаж Vaio. Погруженные в работу члены правительства неизменно попадали в кадр вместе с логотипом, крупно выведенным на крышке фирменных ноутбуков. Новый бренд моментально стал узнаваемым. Широкий резонанс получила история с президентом Дмитрием Медведевым и ноутбуками MacBook Pro. На официальном сайте президента появились снимки, на одном из которых он сосредоточенно смотрел в экран ноутбука с узнаваемым логотипом-яблоком. Кстати, это был не первый раз, когда глава государства давал злым языкам повод говорить о своей слабости к продукции Apple. Однажды Медведева, тогда еще кандидата в президенты, якобы заметили с iPhone в руках. Дело было до официального начала продаж смартфона в России.

Анастасия Бокова