В России не кризис, а экономический спад?

На модерации Отложенный

Министр финансов РФ А. Кудрин в конце минувшего года утверждал, что рецессии в стране нет, что с проблемами в экономике удастся справиться. Однако независимые эксперты такой оптимизм не разделяют.

В середине декабря Банк России в очередной раз откорректировал курс рубля относительно доллара и евро - в сторону снижения, а коммерческие банки практически прекратили выдачу кредитов населению. В ноябре спад экономики был столь масштабным, какого Россия не знала четырнадцать лет: объем производства сократился на 10,8 проц. Хуже всего обстояли дела у металлургов, химиков и автомобилестроителей, в промышленности стройматериалов.

План антикризисных мер в России был подготовлен еще в октябре. Для спасения экономики правительство предлагало выдать государственные кредиты порядка 400 национальным компаниям, а также основным региональным производителям - в общей сложности примерно 1500 хозяйственным субъектам. Для крупнейших предприятий планировались и налоговые льготы, гарантии госзаказов. На помощь могут рассчитывать только те предприятия, годовой оборот которых достигает 15 млрд. руб.

 На стабилизацию банковской системы Россия уже израсходовала 5 трлн. руб. Государственную помощь получили и некоторые компании, больше остальных досталось металлургическому гиганту 'РУСАЛ' (4,5 млрд. долларов США).

Пытаясь совладать с кризисом финансового доверия, 'Единая Россия' зарегистрировала законопроект, запрещающий коммерческим банкам повышать процентные ставки по кредитам населению. Государственному агентству по ипотечному жилищному кредитованию вменено в обязанность совместно с банками реструктурировать кредиты; обсуждается возможность выкупа проблемных жилищных кредитов.

По прогнозам, если инфляция возрастет до 15 проц., а ВВП снизится на 5-10 проц., то уровень безработицы в России в 2009 году может составить 12-15 проц.

Союз промышленников и предпринимателей России направил в правительство предложения по минимизации последствий кризиса для экономики страны. Предусмотрено использование государственных долгосрочных финансовых ресурсов банками, учреждение специального агентства по страхованию кредитов.

Кроме того, предложено сократить НДС до 12 процентов и до тех, пока предприятия не смогут подняться, объявить так называемые налоговые каникулы.

Однако заместитель министра финансов С. Шаталов заявил, что 'налоговые каникулы' чреваты непоступлением триллионов рублей в бюджет. Он также критически оценивает предложение снизить НДС, поскольку это открыло бы дверь импорту.

Как пишет журнал 'Эксперт', сегодня только шарлатан мог бы взяться прогнозировать, насколько глубоко затронет Россию кризис и когда он закончится. Да, государство оказывают поддержку национальным гигантам, но этого недостаточно. Бюрократическая машина не подчиняется президенту Д. Медведеву. С ней не может справиться и премьер В. Путин, который от лица государства обещал населению поддержку при расчете по кредитам (по разъяснению министра финансов: должник 12 месяцев сможет платить только проценты). 'Чиновники утрачивают связь с реальностью, они как будто все видят на телеэкране. Им говорят одно - кивают, а делают другое', - читаем в 'Эксперте'.

Ректор Финансовой академии при правительстве РФ M. Эскиндаров считает, что в России имеет место не классический кризис, а экономический спад, который продлится два-три года. По мнению М. Эскиндарова, рецессии не будет, поскольку Россия располагает крупными финансовыми резервами.

Известный экономист Е. Ясин считает, что если власть будет разбрасываться, стараясь помочь всем сразу, ничего хорошего из этого не выйдет. Кризис должен исчерпать себя, а усилия по оказанию помощи предприятиям следует минимизировать - сами должны искать и найти выход.

Несмотря на старания российских властей совладать со спадом экономики, уже пошли разговоры о том, что экономический кризис ударит и по политической стабильности страны. Видимо, не напрасно мэр Москвы Ю. Лужков на недавнем совещании с представителями МВД обсуждал вопросы активизации оппозиции и возможных форм проявления народного протеста в 2009 году.

Аушра Радзявичюте